Такие сенсационные выдержки из расшифровки “черного ящика” самолета Президента, разбившегося под Смоленском, были опубликованы в польском издании Dziennik Gazeta Prawna.
Записи свидетельствуют, что командир экипажа капитан Аркадиуш Протасюк слишком поздно понял, что самолет находится близко к земле. После экстренного переведения лайнера во взлетный режим, самолет успел набрать лишь 60% необходимой для взлета мощности. Особенность конструкции двигателей Ту-154М заключается в том, что для перехода из посадочного режима во взлетный необходимо 10 секунд. Пилотам не хватило всего 5 секунд, чтобы избежать удара о землю.
Более того, когда Аркадиуш Протасюк осознал, что резкий взлет самолета невозможен и через мгновение произойдет столкновение с землей, он попытался посадить лайнер "на брюхо". Капитан задрал нос лайнера, чтобы не войти в землю "штопором". Это давало шанс на жесткую посадку самолета. Но все же посадку, а не крушение. Однако лайнер зацепил крылом дерево. Треть крыла отломилась. И когда Ту-154М коснулся хвостовой частью земли, его закрутило вокруг своей оси. Двигатели отлетели, самолет развалился на части и загорелся.
Оба "черных ящика" с потерпевшего катастрофу Ту-154М уже расшифрованы. Эксперты обеих стран ведут работу над очисткой голосов людей, находившихся в момент трагедии в кабине лайнера, от посторонних шумов и выяснением - кому конкретно могли принадлежать эти голоса.
Как стало известно, во время катастрофы в кабине самолета Леха Качиньского находился посторонний человек. По предварительным данным, это мог быть директор дипломатического протокола Министерства иностранных дел Польши Мариуш Казан. Кроме него в кабине Ту-154 были четверо членов экипажа: командир, второй пилот, штурман и бортинженер. Возможно, именно Казан объяснил пилотам, что предложенные из-за сильного тумана в районе Смоленска в качестве запасных аэродромы для посадки лайнера Витебск и Москва не подходят. Поскольку будет нарушен официальный протокол и Лех Качиньский не успеет вовремя на мероприятия в Катынском лесу, где его ждали около тысячи прибывших из Польши членов семей расстрелянных в 1939 году офицеров.
Напомним, что одной из причин крушения Ту-154 могли стать многочисленные смс и разговоры по мобильным телефонам в салоне. Такое массовое использование телефонов, вероятно, повлекло сбой в системе.