Ученые пришли к выводу, что пасхальские дороги были не транспортными артериями для перемещения статуй, а церемониальными аллеями.
Древние пасхальцы вытесывали многотонные моаи из спрессованного вулканического пепла в каменоломнях вулкана Рано-Рараку в центральной части острова, а затем каким-то образом перемещали их на несколько километров, к океанскому побережью. Согласно пасхальским легендам, статуи сами шли на свои места. Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, в 1950-е годы организовавший археологическую экспедицию на остров Пасхи, предположил, что статуи перемещали волоком.
Хотя Хейердал сумел экспериментально доказать, что такое возможно, его теория удовлетворила не всех. В 1986 году чех Павел Павел предположил, что статуи кантовали в вертикальном положении. Эксперимент, проведенный Павлом совместно с Хейердалом, подтвердил, что такой способ удобнее, быстрее и требует гораздо меньше усилий.
Каменоломни Рано-Рараку соединяются с побережьем дорогами. Вдоль них лежит множество статуй, которые, как предположил Хейердал, древние островитяне по разным причинам не смогли доставить к месту установки и бросили на полпути. Группа Колина Ричардса, проведя геофизические исследования этих дорог, убедилась, что каждая лежащая на обочине статуя соответствует плите-постаменту, большинство из которых с течением времени ушли в землю. Хейердал обнаружил некоторые из этих плит, но не придал этому значения.
Ричардс и его коллеги также обратили внимание на то, что чем ближе дорога подходит к вулкану Рано-Рараку, тем больше попадается таких плит и статуй. Они пришли к выводу, что лежащие статуи не были брошены на полпути к месту установки, а стояли вдоль дорог, плиты же служили им пьедесталами. Затем моаи упали, потеряв устойчивость из-за длительной эрозии.
По утверждению Ричардса, стоящие вдоль дорог моаи, олицетворяющие обожествленных предков, как бы стерегли путь к жерлу Рано-Рараку - входу в иной мир.