ГлавнаяОбществоЖиття

Одесский студент-инвалид судится с Министерством образования

МОСТ-Одесса. 14 января

Студент Одесского национального политехнического университета Александр Соколенко, инвалид 1 группы, подал иск в суд против Министерства образования Украины, которое, по мнению, истца сознательно не дает получить ему "красный" диплом магистра.

Полтора года назад Александр получил диплом бакалавра в Институте компьютерных систем. Его средний балл составил 92,58. В любом украинском ВУЗе он получил бы диплом с отличием, но в одесском политехе для получения "красного" диплома нужно получить средний балл 95, а не 90.

Поступив в магистратуру, Александр начал учиться еще прилежнее, и по итогам первого года обучения ему были выставлены наивысшие оценки по всем дисциплинам. Однако, руководство ВУЗа "намекнуло", что "красный" диплом парню с врожденным нарушением опорно-двигательного аппарата все равно "не светит".

"Тогда я решил найти законодательное подтверждение тому, что курсы обучения на бакалавра и на магистра являются автономными. Сначала я обратился к своему декану Виктору Крисило, который направил меня к проректору по воспитательной работе Нестеренко. Нестеренко сказал, что подобное невозможно, сославшись на инструктивное письмо "Про підготовку вищих навчальних закладів до 1998/99 навчального року" с указанием на невозможность выдачи дипломов с отличием магистрам, которые имеют "синий" диплом бакалавра", - рассказывает Александр.

Дальнейшие действия студента дали ему противоречивые результаты. В ходе собственного поиска информации выяснилось, что это письмо, не являющееся нормативным актом, противоречит принятому спустя полгода Постановлению Кабмина No. 65 от 20.12.1998, в котором имеется четкий перечень того, что необходимо для получения красного диплома. И в него не входит обязательное наличие "красного" бакалаврского диплома для получения "красного" магистрского диплома.

Противоположного же мнения придерживается министерство образования. В ответ на свой запрос Александр получил письмо, в котором говорилось, что выше указанное инструктивное письмо до сих пор действует и является нормативным актом.

Студенту ничего не оставалось как обратиться за поиском правды в суд. Киевский административный суд отказал ему в рассмотрении и иска и перенаправил в Одессу, а также, видимо, "порекомендовал" руководству ВУЗа решить проблему на месте.

По словам А. Соколенко, посреди летних каникул его к себе вызвал декан и недвусмысленно намекнул, что если разбирательство продолжится, то пятерки за диплом ему не видать.

Однако, это не испугало Александра, и он подал иск в Одесский административный суд.

Тогда руководство ВУЗа взялось за дело всерьез. В сентябре Александр остался без дипломного руководителя, который оставаясь официально таковым, отказался ему чем-либо помогать. Накануне защиты научный руководитель поставил рекомендованную оценку за работу "отлично". Однако, уже через несколько часов у студента забрали рекомендацию и вернули с рекомендованной оценкой "хорошо".

Диплом Александр защищал в течение получаса. Комиссия в составе 5 человек не оставляла студенту шансов. Каждый член комиссии нашел хотя бы по паре недочетов в его работе. По словам одногруппников Александра, вопросов было очень много.

"Вопросов было и правда очень много, больше чем обычно, но они были в рамках программы. Однако, во-первых, невозможно знать все, а, во-вторых, преподаватель всегда знает, чем завалить своего студента. Было такое впечатление, что против него настроена вся комиссия", - говорит одна из студенток.

"Придирки были необоснованные. Они были бы справедливы, если бы работа выполнялась не в общем, а к примеру под конкретный заказ. Но первоначальные критерии-то заданы не были", - добавил одногруппник Александра.

По окончанию защиты, рецензенты дали оценку работе - "хорошо".

По мнению декана факультета, на котором учится Александр, Виктора Крисило, студент просто пользуется образовавшийся "дыркой" в законодательстве, которая позволяет не учитывать период обучения на бакалаврате для получения красного диплома за магистратуру. Декан убежден, что этот человек не тянет на "отлично", по его словам, все профильные, основные предметы за время обучения он сдавал "хорошо", но не "отлично".

Также декан считает, что работа Александра также не достойна оценки "отлично".

"У парня высокая самооценка, а это мешает хорошо делать работу. И то, что он остался без руководителя его не оправдывает, если бы он пришел ко мне в сентябре, мы бы этот вопрос решили. У меня впервые в жизни была ситуация, когда рецензент выставил список замечаний из 25 пунктов, и был крайне поражен что на нашей кафедре такая плохая подготовка. Он вынес потом в официальный вариант только 3 замечания, но отметил, что ошибки очень серьезные", - сказал В. Крисило.

Строгая позиция по поводу оценки дипломных работ, по словам В. Крисило, вызвана приближающейся аккредитацией учебного заведения. "Мы не хотим, чтоб потом нас спросили, почему у человека, который не знает, что такое стационарное распределение, оказался "красный" диплом", - подчеркнул он.

Вместе с тем, одногрупники Александра отмечают, что студент-инвалид учится действительно очень хорошо. А тезисы его бакалаврского диплома были опубликованы в рамках Международной научной молодежной школы.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram