ГлавнаяОбществоЖиття

Александр Попов: «Черновецкий несколько далек от местного самоуправления. Он живет своей жизнью в своем, им созданном мире»

Депутат Александр Попов - в прошлом мэр Комсомольска и министр жилищно-коммунального хозяйства Украины - еще в июне предрек тяжелую зиму для большинства городов и поселков страны. Особый страх у специалиста вызывает город Киев, который без инвестиций в коммунальное хозяйство превратился в «пороховую бочку» для столичных жителей.

Александр Попов: «Черновецкий несколько далек от местного самоуправления. Он живет своей жизнью в своем, им созданном мире»
Фото: ligazakon.ua

На днях обострилась дискуссия между мэрами и правительством из-за денег Госказначейства. Объясните, кто, кому и почему денег не отдает?
Чтобы понять суть, нужно вспомнить предысторию. Ситуация с бюджетами городов несколько стабилизировалась, когда в 2002-м году был принят Бюджетный кодекс - плановые доходы и расходы начали доводить формулой, они перестали зависеть от воли, например, областного руководства. С тех пор не нужно лоббировать интересы на уровне области, что было очень сложно - по себе знаю - и приводило к самым серьезным конфликтам.

Изначально по формуле жить было относительно хорошо. Но с каждым годом ситуация менялась. При расчете бюджета-2009 Министерство финансов резко завысило доходы, которые муниципалитеты должны получить, и занизило расходы, в то время, когда должен быть четкий баланс. Таким, морально несправедливым, способом работает правительство. Мэры знают, к примеру, что на здравоохранение им нужно 10 млн., а Минфин говорит, что только 8 млн.; на образование нужно 20 млн., а говорят, что дадут только 16 млн... Доказать суммы невозможно. По сути, разрыв является искусственно созданным дефицитом. По расчетам Ассоциации городов Украины, в 2009 году эта цифра достигла рекордной величины - 21 млрд. гривен.

Многие промышленно развитые города и другие населенные пункты уже сегодня чувствуют нехватку денег на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, медикаментозное обеспечение. Закон предусматривает, что в таком случае они могут обратиться в Госказначейство и получить заем на покрытие возникшего дефицита, а в конце года решат, как с этими заемными деньгами быть - возвращать их в будущем или списывать.

О каких городах идет речь в первую очередь?
Это почти все города Луганской области, большинство городов Донецкого региона, в Полтавской области это Кременчуг. Точно знаю, что сотни миллионов недополучил город Киев.

Возникает вопрос, как дожить до конца года. Ведь после отпусков начнется отопительный сезон. Что получиться? Некоторые города, особенно районные, имели настолько низкую плановую доходную часть, что с поднятием цен в первом квартале на тепло для бюджетной сферы, они, чтобы заплатить долги за потребленное тепло и горячую воду, были вынуждены снять деньги с 4 квартала и переместить их в расходы на 1-е полугодие.

Вы хотите сказать, что еще в марте городские власти «проели» деньги за ноябрь-декабрь 2009 года?
Да, но и этих средств им не хватило. У некоторых городов, поселков и сел в бюджете огромная дыра. И ответ на вопрос, как это будет решено, стране никто не дает.

Не стоит забывать, что в феврале, после формирования бюджета, повысилась цена на жилищно-коммунальные услуги, что усугубило ситуацию. Плата на протяжении календарного года (с мая 2008-го года до мая 2009 -го) увеличилась на 34,7 %! В абсолютных величинах это значит, что мы, потребители услуг, обязаны заплатить на 5 млрд. больше.

У нас очень плохая ситуация с платежеспособностью населения! Уровень проплат коммунальной теплоэнергетики составляет 47 % от 100% потребленных, - это очень низкий показатель. Уже понятно, что коммунальные теплоэнергетики и водоканалы не получат денег, чтобы рассчитаться за газ и электроэнергию, которую они купили, и не отдадут эти деньги НАК «Нефтегаз Украины».

Население - это 80% потребителей услуг, а бюджет - 20%. С окончанием отопительного сезона долг бюджетной сферы за тепло и электроэнергию составил 500 млн. грн. В межсезонье цифра будет сокращена, но ее невозможно свести к нулю.

Другими словами, перед чем оказываются мэры? Населения не может платить и тариф нельзя повысить, потому что оно и так не платит. И в бюджете нет денег, чтобы хотя бы временно перекрыть неплатежи. Местные руководители становятся заложниками непродуманной ситуации. А ее нужно прогнозировать, влиять принятием каких-то решений, но, конечно же не таких, как повышение в сентябре и октября на 20% стоимости природного газа, соответственно, для населения и коммунальной теплоэнергетики. Такие решения заводят ситуацию в полный тупик.

Корень конфликта - в растущих долгах и отсутствии денег в Госказначействе?
В ближайшее время, как мне кажется, Госказначейство не сможет предоставить муниципалитетам временные займы для покрытия возрастающего дефицит местных бюджетов. Если на начало года на счетах казначейства были «свободные остатки» в сумме 13 млрд. грн., то теперь, как сообщил на июльском форуме мэров в Ялте заместитель министра финансов Анатолий Мярковский, все эти деньги до 1 июля были отданы Пенсионному фонду. Будут ли вообще свободные деньги на казначейских счетах? Думаю, не будет, если не напечатать фантики путем эмиссии.

Как можно завысить доходы городов? Какие из местных налогов меры оставляют у себя, а какие получают из Киева?
Есть так называемая «первая корзина» и «вторая корзина» доходов. Вторая включает в себя местные налоги и сборы, часть средств от малого бизнеса, если он развивается на территории, и палату за землю, которая в одних городах большая, а в других - нет. Но это небольшой процент от всех доходов города.

Первая же корзина формируется в основном за счет подоходных налогов граждан - основного дохода местных бюджетов. Когда рассчитывают бюджет в масштабах страны, то завышают именно этот показатель.

В этом году всем было понятно, что доходы, по сравнению с прошлым годом, явно не вырастут, а упадут, потому что предприятия остановились, люди работают по сокращенному рабочему графику, некоторые вообще остались без работы. Правительство этих факторов не учло, поэтому в 2009 году плановые доходы большинства местных бюджетов не будут выполнены.

Каковы реальные поступления подоходного налога?
Правительство засекретило данные о поступлении подоходного налога. Вы можете их узнать оперативным путем, но в информационном бюллетене Госкомстата таких данных вы не увидите.

Если мы действительно движемся к коммунальной катастрофе, может, поднять тарифы до рыночных - это реальный выход из сложившегося положения?
Вы в городе живете? Если вам сейчас в два раза увеличить тариф (а вообще его нужно увеличить в три раза!), вы согласитесь платить? Сейчас нельзя подымать тарифы и на 10%, потому что падает покупательская способность абсолютного большинства населения страны. Мы получим неплатежи, а, следовательно, НАК «Нефтегаз» не получит средств от теплоэнергетиков и не сможет рассчитаться с «Газпромом». А в контракте с «Газпромом» есть запись: если украинская сторона хоть раз не заплатит вовремя, переходим на предоплату. А у нас ведь вся система взаиморасчетов в сфере ЖКХ предусматривает оплату за потребленные услуги с опозданием на месяц-полтора. Предоплата обернется в трагедию для страны.

Если говорить о Киеве, то тарифы-то уже увеличены!
Киев поднял тарифы на тепло и воду до уровня средних по стране, но при этом очень сильно увеличил квартирную плату. Это неправильно. По первых двух позициях это нужно было сделать с точки зрения вхождения в отопительный сезон. А квартплаты такой высокой нигде в Украине нет! Из 3 грн. 30 копеек - это средний тариф в столице за 1 кв. метр площади - 1 грн. Будем платить за лифт, это очень много. У нас в большинстве городов 1.20-1.40 - квартплата, а в Киеве только на лифты хотят столько изымать. Киевлянам сегодня (может, это их подтолкнет) нужно брать в управление жилье через создание объединений совладельцев домов (ОСМД), искать партнеров, которые будут обслуживать дом и обеспечивать услуги достойного качества по доступным ценам.

Прокуратура города Киева регулярно проверяют ОСМД, обвиняя их в незаконном повышении тарифов...
Я бы посоветовал прокурорам давать больше демократии в этом вопросе. Если люди решили улучшить детскую площадку или установить в подъезде современное освещение, то почему бы и нет? В любых объединениях, где сами жители берут на себя управление жилым фондом, точно не может быть необоснованных расходов - ведь все под контролем. Принимая тарифы, руководители просто обязаны обсуждать их с жителями дома.

Почему мэры не отстаивают свою позицию более активно?
В оперативной деятельности есть такое выражение - «отвлечение на негодный объект». Сейчас правительство запустило Бюджетный кодекс, говоря о перспективе с 1 января 2010 года, очевидно понимая, что может и не их Кабинет будет этой темой заниматься. Ведь президентские выборы грядут, может быть смена правительства. Это переключило внимание всех к будущему, а о настоящем никто не говорит.
Мне кажется, говорить о завтрашнем дне намного актуальнее, потому что до 1 января мы еще дожить должны. Думаю, это тактический ход правительства.

Президент Ассоциации городов Украины Иван Куличенко возлагает большие надежны на тот Бюджетный кодекс, который заветировал президент. Этот закон действительно способен улучшить ситуацию?
И да, и нет. Почему я так говорю? С одной стороны, там усиливаются позиции городов, например, в бюджет развития будут переданы 10% налога на прибыль и 15 % подоходного налога. Это то, за что мэры городов двумя руками.

Но дело в том, что эта сума откуда-то должна браться, мы же находимся в ситуации спаренных сосудов. Если больше передали городам, то меньше остается районным и областными советами. Для небольших населенных пунктов изменения не сработают. Откуда на их территории взяться прибыльным предприятиям? Более того, появится явный антагонизм между интересами сельских советов и городов. Думаю, это понимают и правительство, и Минфин. Если бы не было выборов, они бы в целом не пошли на такие изменения. Ведь если мыслить по-государственному, то этот «красивый фантик» сначала нужно было бы испытать. Например, испробовать на двух-четырех областях новую систему в течение года, а потом убрать все ошибочки. Но в данном случае - бросить с 1 января всю страну в эксперимент - рискованное дело.

У меня вообще такое мнение, что премьер-министр и ее политическая сила пытаются довести ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве до банкротства предприятий, чтобы потом дать возможность бизнесу их приватизировать. Это будет трагедия для страны! Ведь приходящий бизнес сразу будет стремиться повысить тарифы, чтобы увеличить свои прибыли.

Пока Ассоциацию городов Украины возглавлял мэр Киева Александр Омельченко, объединение воспринимали как инструмент в борьбе столичной власти за расширение своих прав, но она была влиятельной. Когда же ее возглавил мэр Днепропетровска Куличенко, ее вообще не слышно ...
Ассоциация всегда была самостоятельной, тут даже спорить нечего. Что касается влияния, то в период, когда президентом объединения был Александр Александрович, то его вес как политика, как мэра Киева в стране был очень высоким. Он имел прямой доступ к президенту страны, к премьер-министру, во многих вопросах с ним советовались в прошлое время. Его авторитет как политика позволял оперативно доводить важные проблемы до первых лиц страны.

Сегодня поменялось только то, что среди мэров у нас в стране такого мощного, авторитетного человека с такими возможностями и доступами к первым лицам страны нет. Но Иван Иванович Куличенко среди нас - мэров (это я как бывший мэр говорю) человек авторитетный. Он очень дипломатичен. Ассоциацией руководит не столько президент - столько правление ассоциации, состоящее из ведущих мэров Украины. В свое время президентом ассоциации был Евгений Кушнарев, потом он ушел руководить Администрацией президента. Это тоже была очень мощная фигура. Многое зависит от того, существует ли на этом этапе среди мэров авторитетный лидер государственного уровня. Мое личное мнение: ассоциация могла бы иметь более веские достижения, если бы проводилась более настойчивая и последовательная политика.

Какова сейчас роль мэра Киева Леонида Черновецкого в развитии местного самоуправления?
Никакая. Он живет своей жизнью в своем, им созданном мире. Не думаю, что он глубоко понимает проблемы местного самоуправления и коммунального хозяйства. Я не хочу сказать, что у него нет позитивных достижений - вопросы социальной защиты во всех городах так бы решались, как в Киеве, но есть вопросы, которые явно упускаются.

Та же жилищно-коммунальная сфера столицы - мы как на пороховой бочке живем. Представляете состояние коммунальных сетей сейчас?! А они же одновременно могут выходить из строя. Хорошо, что нет холодных зим. А при низких температурах это все работает в режиме экстрима: давление в сетях выше, температура выше - аварийность резко повышается. Это касается и «Киевэнерго», и «Киевводоканала». На уровне Киева должны быть продуманная, понятная реализуемая программа по реконструкции жилищно-коммунального хозяйства, естественно, с помощью правительства, потому что ни один город сегодня с этими проблемами не справится.

Михайлина СкорикМихайлина Скорик, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram