Выпускники гимназий, реальных и коммерческих училищ и других средних учебных заведений сдают государственные экзамены на «матуру» - унифицированный в Евросоюзе аттестат зрелости еще в конце мая - начале июня. Последний школьный месяц они, как правило, проводят на вечеринках или готовясь, по возможности, к получению высшего образования.
Пропуск в вуз
Аттестат зрелости в большинстве стран ЕС называется «матура». Правда, в Германии это - «абитур», в Англии - «А-уровень», во Франции - «экзамены на бакалавра» (не путать с бакалаврами других стран,
получающими эту степень уже в вузе). Суть одна и та же: выпускник школы получает документ, свидетельствующий о полном среднем образовании и дающий право поступать в вуз фактически без вступительных
экзаменов.
Традиция «единого документа» восходит к средним векам. Изначально экзамены были в компетенции отдельных школ, общим требованием была разве что проверка знания родного и одного из иностранных языков.
С растущей бюрократизацией все более распространяется добравшаяся уже и до Чехии унифицированная система.
В Германии она существует в 15 федеральных землях из 16 - кроме Рейнланд-Пфальца. Во Франции единые правила экзаменов ввел еще Наполеон в 1808 году. С тех пор система совершенствовалась, и сейчас
существуют как универсальные бакалавриаты (литературный, общенаучный и социально-экономический), так и узкоспециализированные - например, для работников ресторанов и гостиниц или танцоров и
музыкантов. В Великобритании единые экзамены на «А-уровень» сдают с середины ХХ века.
Что же касается украинских школьных аттестатов, то на Западе они «матурой» или «абитуром» не считаются, но практически университеты принимают их обладателей и помогают получить студенческие визы. А в
частных «элитных» учебных заведениях все решают деньги.
Рейтинг университетов
Какие европейские вузы наиболее авторитетны, обеспечивают самое лучшее и/или престижное образование? Разумеется, каждый будет хвалить собственную
альма-матер, да и абсолютно точных данных нет. Один из наиболее авторитетных и независимых рейтингов составлен китайскими специалистами: там к образованию относятся серьезно и гонятся не за брендами,
а за реальным качеством. Организация Академический список мировых университетов (ARWU) - ее данные ежегодно обновляются на сайте www.arwu.org - исходит из количества научных работ: от публикаций в
специализированных журналах и вплоть до Нобелевских премий, приходящихся на выпускников и преподавателей.
По этим критериям вузы США существенно обходят старые европейские. Тройку мировых лидеров возглавляют Гарвард, Стенфорд и Калифорнийский университет в Беркли. Кембридж занимает четвертую позицию,
Оксфорд - десятую. В первой двадцатке мировых вузов лишь два европейских, зато 17 американских и Токийский университет (он на 19-й позиции). Ни один из украинских вузов не входит даже в список 500
лучших университетов мира.
В первой «европейской сотне» Кембриджский университет, естественно, на первом месте, Оксфордский - на втором. На третьем - Лондонский университетский колледж, на четвертом - Швейцарский федеральный
технический институт в Цюрихе, пятую и шестую позиции занимают британские Императорский колледж Лондона и Манчестерский университет соответственно. Седьмой - Университет Пьера и Мари Кюри в Париже,
13-й - Мюнхенский, 19-й - Хельсинский, 20-й - Московский. Места с 35 по 58 занимают, в том числе, Кардифф в Уэльсе, Милан, Майнц, Мюнстер, Рим, Вюрцбург, Страсбург. Дальше идут университеты
Барселоны, Берна, Турина и Вены. Среди замыкающих первую сотню - Прага, Лозанна, Афины, Дюссельдорф.
Самые дорогие, в частности, и для украинцев, - британские вузы. Оно и понятно - по рейтингу они самые престижные. Здесь за полный учебный год, то есть два семестра, британец платит порядка 3 тыс.
фунтов стерлингов. «Заморский» иностранец, к которым относятся все неграждане стран ЕС, выкладывает от 10 до 20 тыс. фунтов.
В континентальных европейских университетах плата с иностранцев обычно взимается в индивидуальном порядке. Если для граждан ЕС первое государственное высшее образование ЕС бесплатное, а второе
относительно недорогое - около ?500 за семестр, то для украинцев средняя сумма - ?400-600 за семестр. То есть она вполне конкурентоспособна по сравнению с оплатой за образование в киевских вузах.
Кроме того, «льготники» - талантливые студенты, попавшие по обмену или другими путями, - нередко учатся вообще бесплатно.
Количество и качество
Вопреки распространенному представлению, не только вузовский диплом или ученую степень, но и полное среднее образование в большинстве западных стран
получают далеко не все. В Германии аттестат получает около 42% молодых людей, во Франции - 52%, в Великобритании - 45%, в США - 42%, в Японии - 69%, а в Финляндии - аж 91%. Зато в Бельгии - 32%,
Австрии - 34%, Швейцарии - 33%. Прямой связи между уровнем благосостояния страны и образованностью ее жителей, как видим, нет.
Сама по себе «матура» без высшего образования считается достаточно бессмысленным документом. В вузы поступает 70-80% ее европейских обладателей: далеко не все школьники с «матурой» продолжают учиться
дальше.
Чему реально учат в европейских школах и вузах? Общая проблема современного западного общества - все более массовая и катастрофическая пассивность, а также склонность к безделью, в особенности это
относится к молодым людям. В значительной степени этому способствуют всевозможные социальные программы. Мечта большинства - в лучшем случае прозябать где-нибудь в офисе, проводя рабочие дни за
компьютерными играми.
Крайне не хватает квалифицированных рабочих и специалистов ремесленных профессий. Старые мастера-часовщики, автомеханики или кровельщики уходят на пенсию, а учеников у них все меньше. Пока, правда,
эту проблему отчасти решает трудовая эмиграция. Но и среди студентов всерьез учиться и потом работать стремится меньшинство. Основная масса молодежи бьет баклуши до 27 лет в гуманитарных вузах,
получает государственные пособия, живет веселой жизнью и делает вид, что изучает философию, историю или особенно популярные всевозможные «социально-экономические науки», «теории государственного
управления и менеджмента».
Например, получившая два таких диплома пражская знакомая автора путала НДС с «прибавочной стоимостью» и не знала, что в Корее полвека назад была война. Впрочем, для работы клерком, специалистом по
продаже населению страховок или руководителем отдела сбыта косметики высшее образование, в сущности, и не нужно. Всерьез же, а особенно в технических вузах, учится меньшинство, в значительной степени
- романтики-энтузиасты. Химиков, физиков, да и просто врачей в Европе не хватает.
Утечка мозгов
Настоящие специалисты все чаще бегут из бюрократизированного Евросоюза в Америку, Канаду, Австралию... Там платят намного больше, лучше оснащены лаборатории. В
Праге, например, 30-летний специалист по радиологической химии Марк Кучера, готовящий сложнейшие и дорогие медицинские диагностические препараты, получает в государственном исследовательском
институте около ?900 в месяц - после 6-летнего стажа. Примерно столько же зарабатывает водитель городского автобуса.
Аналогичное соотношение и во Франции или Германии. В частном секторе работы по специальности Марку на родине, да и вообще в Европе, практически не найти. Зато в США у него есть большие
перспективы.
Так стоит ли украинцам ехать учиться на Запад? Многим ответ на этот вопрос покажется очевидным: если есть средства и возможности, конечно - да. Что на самом деле дает западное образование? Язык,
знание европейской жизни, контакты, возможность «зацепиться» и остаться за рубежом. Однако совсем не обязательно выпускник дорогого колледжа образован лучше ученика сельской украинской школы.
На практике, например, ситуация такова: в организованной чешским миллиардером Петром Келльнером частной гимназии половина учащихся - отпрыски богатых семей, способных платить около ?2,5 тыс. в месяц.
Другая - «социальный набор», получившие «шанс» бесплатно 10-летние мальчики и девочки. У гимназии, куда идут учиться после начальной школы на 8 лет, - шикарные здания, парк, бассейны и спортплощадки.
С рекламных проспектов вам улыбаются счастливые, одухотворенные лица подростков. В реальности же учителя, зарплаты которых в 2-3 раза больше, чем в государственной школе, получили места в основном по
знакомству. Существующая система оценки учениками своих преподавателей - баллы можно присуждать анонимно и прямо на школьном веб-сайте - фактически заставляет учителей идти на поводу у коллектива под
угрозой потери работы. О дисциплине не может быть и речи. Желающих что-либо учить - меньшинство, а скорость эскадры, как известно, определяется самым тихоходным кораблем.
Аналогично дело обстоит и в дорогих университетах. Правда, если школьники в элитных интернатах все-таки находятся хоть под каким-то надзором, то «взрослые» богатые студенты учатся в ночных клубах
правильно нюхать кокаин. Что же касается более «простых» студентов-украинцев и вообще выходцев из бывшего СССР, то основная масса их в западных вузах не учится, а числится ради визы. Она не позволяет
легально работать, однако спрос на дешевых строителей, грузчиков, курьеров или уборщиков велик повсюду.
Например, на факультете литературного перевода с немецкого на русский в Венском университете выходцы с постсоветского пространства составляют до половины всех студентов. Большинство идет по пути
наименьшего сопротивления. Так, русскоязычные украинки (парней там почти нет) с Донбасса, из Крыма и Днепропетровска записывают себе русский язык в качестве иностранного. Всерьез переводить что-либо,
конечно, собирается меньшинство - это, как правило, коренные австрийцы, оригиналы-«ботаники».
Если молодой украинец хочет пополнить ряды западного офисного планктона - он может отправиться на учебу в Вену или Париж. А хорошее образование - тем более сейчас, в эпоху Интернета - можно получить
где угодно. Даже дистанционно.
Что выбирают в ЕС?
Точная статистика неисвестна, поскольку студенты часто переходят из вуза в вуз, переквалифицируются, многие учатся чуть ли ни всю жизнь. В Германии, например, 51% студентов изучают сейчас «культурные
науки» (филология, история, культурология и пр.), 18% - социальные (педагогика, социология), 7% - экономические, 5% - юридические, 8% - медицинские, 6% - естественные и 5% - технические. Таким
образом, доля желающих работать в реальном секторе экономики - менее 20%.