В начале 1990 года в Украине проживало 51,8 млн. человек. Спустя 19 лет нас, по данным Госкомстата, осталось 46,1 млн. Причем количество людей старше 65 лет выросло с 6,2 млн. до 7,5 млн. Зато маленьких детей до 14 лет стало почти в два раза меньше: 6,5 млн. в 2009 году против 11 млн. в 1990-м..
Выводы грустные. В отчете ООН «Перспективы мирового народонаселения» за 2008 год Украина названа среди из 45 стран, население которых будет уменьшаться особенно быстро с 2010-го по 2050 год. Украинцев станет еще как минимум на 10% или 4,6 млн. человек меньше. Быстрыми темпами будет сокращаться также население России, Беларуси, Польши, Молдовы, Венгрии, Болгарии, Литвы, Латвии и других стран.
В сегодняшних кризисных условиях в это еще слабо верится, но в будущем на рынке труда конкуренция между работодателями будет только нарастать. Свято место пусто не бывает, потому украинские просторы будут притягивать мигрантов из более бедных и перенаселенных стран. В том же прогнозе ООН говорится, что население Африканского континента почти удвоится. В полтора раза вырастет количество жителей Афганистана. Нетрудно догадаться, что Киев может столкнуться с той же проблемой, с которой в свое время столкнулись Париж и Москва: с противостоянием культур и нравов местных жителей и пришлых.
Впрочем, нельзя сказать, что сегодня все спокойно. В прошлом году международная организация Amnesty International даже обнародовала специальный доклад «Украина: правительство должно принять все меры для прекращения расовой дискриминации». В документе организация выражает свою обеспокоенность увеличением случаев нападения на иностранцев, представителей этнических и религиозных общин, а также отсутствием должной адекватной реакции со стороны власти. По данным неправительственных организаций, в Украине ежегодно совершаются десятки расистских нападений. Что же будет через 10-20 лет? Новое противостояние «белых капюшонов» с «черными пантерами»?
Конечно, власти должны создавать условия для возвращения украинцев из других стран на историческую родину. И заботиться о том, чтобы маленьких украинцев появлялось все больше. Но вряд ли обеспеченный канадский фермер с украинскими корнями захочет бросать свое налаженное хозяйство. Ему проще отправить сотню канадских долларов в какой-нибудь фонд «Дети Украины», чем возвращаться к истокам.
Зато наша страна после Оранжевой революции в глазах многих граждан бывшего СССР получила имидж свободного и демократического государства. Далеко не все россияне видят в Украине марионеточную колонию Дяди Сэма, как бы это ни вдалбливали в их головы кремлевские пропагандисты. А в среде белорусской молодежи даже распространилась своеобразная мода на туристические поездки в Киев.
Именно поэтому Украина уже сегодня может начать кампанию по привлечению мигрантов, культура которых нам близка. Новыми переселенцами могут стать не только этнические украинцы, но и этнические русские и белорусы. Киевскую Русь по-прежнему называют колыбелью трех восточнославянских народов. Дело за малым: напомнить миру, что Украина и есть наследница традиций Киевской Руси, и начать процесс «собирания народов».
Вряд ли приток таких мигрантов вызовет ожесточенное межэтническое противостояние. Ну, разве что к уже существующим политическим спорам добавятся разговоры о необходимости введения в Украине белорусского языка как государственного.