Сегодня первый раз руководитель Украины участвует в переговорах высшего уровня со столь жесткой позицией. Об этом заявил президент Института Горшенина Вадим Омельченко, комментирую встречу "нормандской четверки" в Берлине.
По мнению Вадима Омельченко, есть три момента, на которые стоит обратить внимание.
"Первый - это изменение позиции условного "пятого игрока", который формально не участвует в «нормандском формате", - США. Есть некоторые сигналы, что на высших уровнях руководства США осознали необходимость изменения последовательности выполнения пунктов минских соглашений. Если это действительно так, то это сильно контрастирует с позицией, которой американское руководство придерживалось раньше, - подчеркнул он. - Вряд ли только сейчас юристы и политики в Белом Доме обнаружили, что последовательность действий, закрепленная в Минске-2, как говаривал Дон Корлеоне, "оскорбляет сознание". Второй. В последние месяцы президент РФ Путин всеми возможными способами уклонялся от встречи в формате "нормандской четверки". То, что он принимает участие в нынешней встрече - это важный сигнал. Это может означать, что у Путина есть какие-то идеи или же какая-то необходимость в коммуникации".
Третий момент, по словам Вадима Омельченко, - это "радикальное изменение позиции президента Петра Порошенко, который внятно заявил накануне, что Украина не будет выполнять политическую часть минских соглашений до выполнения пунктов, связанных с безопасностью, а именно вывода иностранных войск с территории Украины и восстановления полного контроля над государственной границей".
"Хорошим фоном может послужить также ряд заявлений секретаря СНБО Украины Александра Турчинова о возвращения Украине статуса ракетной державы, - уверен президент Института Горшенина. - Это явный демарш, от которого ранее руководство Украины воздерживалось. Сегодня первый раз руководитель Украины участвует в переговорах высшего уровня со столь жесткой позицией. Заметим, что пока критики от наших западных партнеров не последовало".
"Отчасти соглашусь со Светланой Залищук, которая говорит, что потеря поддержки Германии и Франции - меньшая цена для Украины, чем потеря контроля над ситуацией внутри страны. Есть вероятность, что именно этот аргумент может использовать Петр Порошенко во время переговоров в Берлине. Проще говоря, если раньше картинку с маршами украинских националистов снимал для Европы Путин, то сейчас уже картинкой, снятой на День защитника Украины, будет оперировать уже сам Петр Порошенко. Показывая, кто может прийти к власти в Украине в результате "третьего Майдана", который может случится, если Запад и Россия окажут избыточное давление на Украину по выполнении Минских соглашений в российской их редакции, - заявил Вадим Омельченко. - Тактически, президент будет пугать своих внешних врагов и партнеров своими внутренними врагами - националистами и популистами".
Еще одна очень важная вещь для понимания, по словам Вадима Омельченко, состоит в том, что все участники "нормандского формата" работают на внутреннюю аудиторию своих стран и на внутреннюю политическую повестку дня.
"В случае с Украиной и Россией все понятно. В случае же с Германией и Францией, украино-российский конфликт искусственно внесен в повестку дня этих стран политическими оппонентами Олланда и Меркель, которых поддерживает всеми возможными средствами Российская Федерация, - говорит президент Института Горшенина. - Тема непростая и отмахнуться от нее Олланду и Меркель невозможно, потому что пропагандистская поддержка их оппонентов несравнимо сильнее, чем их контрпропагандистские возможности. И любой таксист в Мюнхене или Марселе без запинки скажет, что экономические проблемы их страны связаны с санкциями против России, а Путин - единственный, кто способен справиться с террористической угрозой и проблемой беженцев. Олланд и Меркель прекрасно понимают, что это, мягко говоря, не так. Потери от санкций и контрсанкций для их экономик неощутимы вообще или, по крайней мере, несопоставимы с возможностями, открывшимися благодаря, скажем так, новым формам "партнерства c США". Но сказать об этом публично невозможно. Поэтому для внутренней повестки дня Германии и Франции необходимо демонстрировать прилагаемые усилия и мирный процесс. Отсюда некоторая ритуальность действий и иногда жестковатая риторика в отношении украинских обязательств".
"Если учитывать вышесказанное, можно сказать, что, несмотря на известный пессимизм участников, встреча в "нормандском формате" может дать некоторые, возможно, неочевидные результаты и сюрпризы", - резюмировал Вадим Омельченко.