На трассе Е60, ведущей из Тбилиси на запад Грузии, обновили дорожные указатели. На больших сине-зеленых полотнах напоминание, сколько километров осталось до Сухуми. На знаках город все еще пишут по-грузински – с буквой «и» в конце. В самой же столице самопровозглашённой Республики Абхазия более 20 лет о таком варианте написания слышать не хотят. Как и обо всем грузинском. После российско-грузинского конфликта в августе 2008 года, известного как пятидневная война в Южной Осетии, или по грузинскому законодательству – Цхинвальском регионе, Абхазия окончательно прорисовала границы с Грузией. В частности, расположив у реки Ингури не только своих, но и российских военных. По окончанию конфликта РФ признала обе «республики» независимыми. После этого российско-грузинские отношения – минное поле.
Переговоров об участии в восстановлении территориальной целостности Грузии Европейский Союз не ведет. Вероятнее всего, Европа предложит Тбилиси мягкую социальную интеграцию жителей оккупированных регионов в грузинское сообщество через гуманитарные проекты. В частности, возможность образовательных и культурных программ, поддержку инициативы русскоязычного грузинского телевещания, работу в сфере здравоохранения.
Также возможны расширения экономических прав для абхазов и осетин путем пересмотра закона Грузии «Об оккупированных территориях». Об этой необходимости год назад уже говорил в Брюсселе министр по вопросам реинтеграции Грузии Паата Закареишвили. Сейчас жители оккупированных территорий не имеют возможности вести легальную предпринимательскую деятельность, так как на это нужно разрешение Тбилиси. Получить его для абхазов и осетин из непризнанных республик практически невозможно.
[img_1. фото автора. .]
Грузинский конфликтолог Леван Герадзе объясняет, что для Европы сейчас главная задача – сохранить стабильность в регионе.
Представители ЕС будут делать всё, чтобы избежать напряжённости. Потому на конкретный план действий в регионах, даже в контексте либерализации отношений между Грузией и ЕС, рассчитывать не стоит.
"До событий в восточной Украине я побаивался, что Европе надоест кавказский вопрос и еврочиновники будут настаивать на поэтапном признании «республик», которое растянулось бы на десятилетия. Ведь они прекрасно понимали, что главная проблема урегулирования – это российский фактор, а не отношения между формально назначенными конфликтующими сторонами. Однако никому не хотелось дополнительно раздражать РФ. Но после «Крымнаш» и ЛНР/ДНР отношение изменилось. Все стали понимать, что только санкциями вопрос решить невозможно", - говорит конфликтолог. .
Тем временем в Цхинвальском регионе, самопровозглашённой Республике Южная Осетия, готовятся к президентским выборам и очередному референдуму по вопросу вхождения в РФ. Население этой территории – чуть больше 53 тысяч потенциальных «новых граждан» для России. Однако Кремль пока готов предоставлять им только военную и финансовую помощь.
Аналитик Международной кризисной группы Валентина Пахоменко – специалист по конфликтам на Кавказе – говорит, что абхазы и южные осетины сейчас, в первую очень, напуганы сближением Грузии и Европы.
"Либерализация отношений Грузии и ЕС вряд ли как-то в ближайшей перспективе скажется на жителях конфликтных регионов. Мало кто имеет грузинский паспорт. Хотя Грузия выдает нейтральные паспорта, но и их пока очень мало кто взял. Ситуация может измениться в перспективе, если Грузия будет выглядеть более привлекательно для абхазов и осетин, а взаимоотношения с Москвой будут и дальше обостряться", - считает Пахоменко.
Есть еще одна сложность в отношениях грузин с абхазами и осетинами – нежелание РФ идти на переговоры в качестве официальной стороны конфликта. По этой причине любые инициативы Европы в «республиках» попросту будут блокированы российскими силами, которые контролируют регионы.
Нельзя сказать, что Россия вовсе не идет на контакт с Грузией: в МИДе РФ заговорили об отмене виз для грузин. Для сближения с Тбилиси у Москвы есть две причины. Во-первых, Грузия – это важный транзитный регион на Кавказе. Сама она и экспортирует, и потребляет не так уж много, но зато она может быть путём для российских товаров на ближневосточные рынки. Во-вторых, Грузия – потенциальный союзник НАТО в Черноморском регионе. И это для РФ крайне нежелательно, потому помириться с грузинами – важная геополитическая задача. Однако краеугольный камень российско-грузинских отношений никуда не девается: Абхазия и Южная Осетия все еще признаны РФ.
"Важные предпосылки для восстановления дипломатических отношений — это уважение территориальной целостности Грузии и всех суверенных решений, которые принимает грузинская власть вместе с грузинским народом", - напомнил представителям РФ премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили.
РФ все еще продолжает спонсировать «республики». Бюджет самопровозглашённой Южной Осетии в 2015 году на 91,3% состоял из российских денег. Министр финансов «республики» Аза Хабалов заявлял о более чем 6 миллиардах рублей финансовой помощи.
Вместе с Грузией об отмене визового режима с ЕС договаривается и Украина. Грузинский опыт в урегулировании отношений с сепаратистскими регионами сейчас актуален для украинцев как никогда. Особенно в свете того, что на Кавказе с проблемой «республик» столкнулись еще в 90-х.
Пресс-атташе ЕС в Украине Давид Стулик объясняет, что инициативы Европы в отношении непризнанных республик ДНР и ЛНР не зависят от либерализации визового режима для украинцев.
"Безвизовый режим – это еще один аргумент для жителей оккупированных территорий в пользу украинского паспорта. Все инициативы ЕС, которые сейчас действуют в конфликтных регионах и для переселенцев, будут и дальше реализовываться", - говорит он..
Стулик считает, что Европа сделала все, чтобы обезопасить себя от нелегальных мигрантов и контрабанды, и отмена виз не усугубит эти проблемы.
"Украинцам же не предложат просто так переходить границу. Для въезда понадобится и обратный билет, и бронь жилья. Все как раньше, просто не придётся стоять в очереди в визовые центры, - отметил пресс-атташе ЕС.
Сейчас уже действует ряд программ от ЕС в Донецкой и Луганской областях. Среди них возобновление разрушенной войной инфраструктуры, школ, больниц и других гражданских сооружений, программы адаптации внутренне перемещённых лиц и помощь в поиске работы.
Еще один важный пример для Украины – Молдова и ЕС. Так как молдаване прошли либерализацию визовых отношений с Европой еще в 2014 году, есть шанс посмотреть, как это сказалось на их непризнанной республике.
В 92-м году после длившихся полгода военных действий на востоке страны образовалась так называемая Приднестровская Молдавская Республика. Регион, населенный в основном русскоязычными молдаванами, украинцами и русскими, не признан ни одним государством мира, кроме самопровозглашённых собратьев абхазов и осетин. Хотя в обороне Приднестровья принимала активное участие российская 14-я армия, которая до сих пор остаётся там, Россия не признает «республику».
Молдавский историк Руслан Шевченко говорит, что после либерализации визовых отношений с Евросоюзом для Приднестровья ничего не изменилось. Она только стала еще одним поводом для антимолдавской и антиевропейской пропаганды на территории непризнанной республики.
"Они знают, что могут пользоваться безвизовым режимом, так как половина населения «республики» имеет молдавские паспорта. Но не факт, что они это делают. Тогда развернулась целая истерика: тираспольские СМИ называли соглашение об ассоциации поражением молдавской стороны. Особым козырем приднестровской пропаганды были квоты на экспорт, которые получила Молдова после подписания договора", - рассказал историк.
Анализируя опыт Молдовы и Грузии в сожительстве с сепаратистскими «республиками», у Украины есть шансы учиться на чужих ошибках. По всей видимости, украинцам не стоит рассчитывать на глобальное вмешательство ЕС в проблемы на востоке страны даже после либерализации визовых отношений. Но европейские социальные проекты и возобновление инфраструктуры пострадавших регионов могут быть важным подспорьем. ЕС делает ставки на возвращение умов и сердец с помощью мягкой силы как в Грузии, так и в Украине.
Пока очевидно только одно: паспорт, с которым можно в Европу без визы, – не самый убедительный аргумент для жителей так называемых ЛНР и ДНР. И даже за этот аргумент еще нужно будет побороться на поле реформ.