Венецианская комиссия в предварительном выводе раскритиковала несколько принципиально важных пунктов законопроекта о децентрализации, но украинские власти об этом не говорят. Об этом в комментарии LB.ua заявил экс-глава Центральной избирательной комиссии, член-корреспондент НАН Украины Владимир Шаповал.
«Я почитал вывод комиссии, и меня удивило, что в украинских СМИ все написали о том, что Венецианская комиссия однозначно положительно оценила законопроект о децентрализации. Кроме того, не понимаю, почему на сайте Президента или Верховной Рады нет этого документа и его перевода, чтобы все могли с ним ознакомится. В то же время, очень быстро конституционная комиссия в пятницу утвердила проект о децентрализации», - сказал он.
По словам Шаповала, в предварительном выводе Венецианская комиссия пишет о позитивных и негативных аспектах законопроекта. «Например, Венецианская комиссия правильно похвалила проект в той его части, где он посвящен административно-территориальному устройству Украины и полномочиям выборных органов местного самоуправления. При этом отмечается, что в законопроекте в этой части много лишнего. В частности, он изложен так, как закон, а не как Конституция. И может так сложиться, что в Конституции будет наибольший раздел, посвященный именно местному самоуправлению. Такого нигде нет. Конституция имеет свою матрицу и такое вмешательство в ее текст производит впечатление недостаточной профессиональности», - заявляет Шаповал.
Кроме того, по его словам, Венецианская комиссия считает, что неприемлемо предоставлять Президенту право досрочно прекращать полномочия местных советов и старост (сегодня сельских, поселковых и городских голов) в случае, если они действуют за пределами полномочий, установленных Конституцией и законом.
«В европейской практике такой нормы нет. Например, в Польше Сейм распускает местные советы по представлению правительства. Между прочим, и в Украине сегодня по закону полномочия местных советов могут быть прекращены по решению Верховного Рады в случае, если они действуют за пределами своей компетенции. Тогда возникает вопрос, для чего эта норма в законопроекте? Для создания вертикали под Президента? Так не забывайте о том, что у нас - парламентско-президентская республика, а не наоборот. И к тому, в Конституции же задекларирована самостоятельность местного самоуправления», - отмечает Шаповал.
В проекте вывода Венецианская комиссия предлагает другой вариант. «Если Президент считает, что, например, местные власти вышли за пределы полномочий, он может своим решением приостановить их деятельность. Причем этот вопрос безотлагательно рассматривается Конституционным судом. Если КС признает, что местный совет вышел за пределы полномочий или, к примеру, своим решением посягнул на государственный суверенитет или территориальную целостность Украины, Верховная Рада срочно назначает новые выборы. В противоположном случае местный совет возобновляет свою деятельность», - говорит Шаповал.
Второе существенное замечание Венецианской комиссии, по его словам, касается института так называемых префектов — сегодня главы местных госадминистраций.
«В проекте закона написано, что префектов назначает Президент по представлению Кабмина. Но освобождает с должности Президент по своему усмотрению. То есть опять строится президентская вертикаль, потому что по отношению к тому, кто тебя увольняет, ты являешься подчиненным. Эксперты ВК говорят, что это — неприемлемо, в том порядке, в котором префекты назначаются, они должны и увольняться. Если мы ссылаемся на опыт Польши, то там воеводы (фактически тоже, что и префекты) назначаются и увольняются Советом министров. Это же по сути органы, осуществляющие исполнительную власть на местах», - сказал Шаповал.
Напомним, 17 июня рабочая группа Верховной Рады завершила подготовку изменений к Конституции в части децентрализации. 19 июня председатель парламента Владимир Гройсман отвез проект на анализ Венецианской комиссии.