И действительно, западные лидеры готовы сделать все, чтобы эту сделку не постигла судьба соглашений о прекращении огня, которые раньше подписывали в Минске в сентябре. Было видно, как в последние десять дней лидер Германии мобилизовала все усилия, чтобы подписать новое соглашение. Это происходило на фоне распада и деградации модели Минск-1.
Я не понимаю, почему западные лидеры согласились на то, чтобы перемирие вступало в силу не сразу, а только с полуночи в субботу. До этого два дня война продолжалась, и мирные города обстреливали.
Украинские чиновники сообщали, что российская техника постоянно пересекала украинскую границу и шла на Дебальцево. Как будто сепаратистам дали шанс ещё больше нарастить силы до перемирия.
Интересно вышло и с отводом тяжелых вооружений. Его должны завершить за 14 дней после подписания меморандума. Если украинские войска будут отходить от фактической линии соприкосновения, то сепаратисты, которые с сентября захватили более 200 квадратных миль территории Украины, будут отходить от границы, установленной ещё осенью. Мне сразу было не понятно, как в Донецке согласились на такое, и станут ли выполнять эту норму.
Наконец, соглашение требует, чтобы все "иностранные" вооруженные силы были выведены из Украины под наблюдением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). А незаконные вооруженные формирования были распущенны.
Возникает вопрос – станет ли Россия выводить свои войска и технику из восточной Украины, хотя Путин отрицает сам факт их пребывания там? Не будьте наивными - этого не произошло в сентябре после Минска-1. Не будет и сейчас
Более того, по новому договору Украина получит контроль над своей границей только после местных выборов на Донбассе и политического урегулирования. То есть не раньше конца 2015 года. За это время Россия сможет переместить туда войска даже с Дальнего Востока.
Помимо военных аспектов, Киеву нужно будет пройти болезненный процесс децентрализации и разделения полномочий с мятежными регионами. Понятно, что пророссийские сепаратисты захотят больше независимости, чем смогут дать в Киеве. И договориться по этому вопросу, не исключено, будет сложнее, чем остановить войну.
В общем, соглашение в Минске стало, возможно, лучшим развитием событий, но несет в себе слишком много жестких вопросов. Президент Порошенко уже столкнулся с критикой на родине, где никакие компромиссы с Москвой не воспринимаются. Общество, которое переживает в течении последних пяти месяцев информационную войну с Россией, не готово слушать о мире с ней. Вообще, виртуальное наступление Москвы на Украину воспитало за небольшое время целое поколение ваших граждан, которые стоят на антироссийских позициях. А это не удавалось всем правителям СССР.
Но президент Украины явно чувствует, что у страны не было выбора. Даже если переговоры по-настоящему не остановят войну. Ваша страна остро нуждается в передышке. На Западе надеются, что власть использует её для предотвращения надвигающегося финансового кризиса и осуществления важных реформ.
Именно поэтому Киев получил ещё одну хорошую новость в день переговоров. Управляющий директор МВФ Кристин Лагард объявила о предварительном соглашении по кредитной линии для Украины на четыре года. По этому документу вы получите $40 млрд. Причем $ 17,5 млрд. должны поступить к вам в этом году при условии, что Украина будет выполнять требования фонда. Может, эта новость помогла Украине быть более сговорчивой в Минске - для проведения реформ нужен мир.
Со стороны Запада я не жду сентиментального отношения к этому договору. Никакие санкции против России не будут сняты. Прошло время, когда ЕС или США двигались навстречу Москве авансом. Даже несмотря на оппозицию внутри Европы, Брюссель будет держать санкции до того момента, пока не увидит, что статьи соглашения выполняют все стороны. Им уже не подходит отговорка, что Кремль не контролирует сепаратистов. В Белом Доме говорят о новых санкциях.
Я надеюсь, что до этого не дойдёт. И новый договор будет более удачным, чем сентябрьское перемирие. Но даже тогда нужно будет решать, как заставить Россию уважать территориальную целостность соседнего государства. А Украине поделить власть и ответственность с бывшими сепаратистами. Но это будет чуть позже, а пока вам стоит браться за реформы.