ГлавнаяПолитика

​1939 - 2014: из Гданьска в Донецк

Обращение польских интеллектуалов к гражданам и правительствам Европы

«Mourir pour Dantzig? Умирать за Гданськ?». Это фраза выражала отношение Западной Европы к войне, которая вспыхнула ровно 75 лет назад. Трижды Франция и Великобритания воодушевляли диктатора Германии: «аншлюс» Австрии, оккупация Судет и уничтожение Чехословакии не имели для Гитлера и его правительства никаких серьезных последствий. Даже когда 1 сентября 1939 года, после заключения германо-советского пакта, в Гданське прогремели первые выстрелы, западные державы решились только на то, чтобы начать так называемую «смешную войну». Таким образом они поощрили Гитлера в четвертый раз. Они думали, что ценой смерти Гданьска сохранят свою собственную жизнь. Но следующим был занят Париж, а несколько позже бомбы посыпались на Лондон. И только тогда громко закричали: «Стоп!» «Нет больше войне!».

Немцы уничтожают польско-данцигскую границу в районе Сопота 1 сентября 1939 г.
Фото: wikipedia.org
Немцы уничтожают польско-данцигскую границу в районе Сопота 1 сентября 1939 г.

Такая эгоистичная и недальновидная политика европейцев по отношению к агрессору не должна повториться. Между тем внезапное повышение напряжения сегодня напоминает ситуацию 1939 года. Агрессивное государство, Россия, оккупировало территорию своего меньшего соседа - Крым. Армия президента Путина и его спецслужбы действуют на востоке Украины, часто инкогнито. Они поддерживают формирования, которые терроризируют местное население, и открыто угрожают вторжением.

Один момент, однако, является новым по сравнению с 1939 годом: в последние годы, пока западные партнеры все еще верили в «человеческое лицо» агрессора, ему удалось привлечь многих европейских политиков и бизнесменов в орбиту своих интересов. Появившееся лобби влияло на политику многих стран и продолжает делать это дальше. В результате «Ostpolitik», восточная политика, стала политикой «Russia first-» или даже «Russia only». Теперь она в руинах. Европа срочно нуждается в новой, реалистичной восточной политике.

Поэтому мы обращаемся к нашим соседям и согражданам в Европе и их правительствам:

1. Президент Франции Франсуа Олланд подвержен соблазну сделать шаг, который был бы еще хуже, чем пассивность Франции в 1939 году. Франция является единственной страной в Европе, которая в течение следующих недель хочет помочь агрессору: через планируемую продажу универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Франция приняла это сотрудничество в 2010 году и уже тогда оно вызвало много протестов. Предыдущий президент Николя Саркози регулярно отделывался словами «холодная война позади». Теперь началась горячая война; таким образом, основания для реализации этого старого договора исчезли.

Некоторые политики уже предложили Франции продать корабли НАТО или ЕС. Если Президент Олланд не изменит свое мнение в ближайшее время, граждане Европы должны убедить его, бойкотируя французские товары. Франция должна оставаться землей европейской свободы и сохранять верность своей великой традиции.

Акция протест против проекта «Мистраль» в Праге
Фото: EPA/UPG
Акция протест против проекта «Мистраль» в Праге

2. Федеративная Республика Германия еще в 1982 года стала на путь сильной зависимости от российского газа. Уже тогда польские интеллектуалы, такие как Чеслав Милош и Лешек Колаковский, предупреждали, что новые трубопроводы - это потенциальные инструменты, которыми можно «шантажировать» Европу. Президенты Польши Александр Квасьневский и Лех Качиньский также указывали на это. Но немецкие политики рассматривали сотрудничество с советскими или российскими правителями как очень ценное, то ли вследствие немецкого комплекса вины, то ли благодаря вере в «российское экономическое чудо» или же в надежде на личные выгоды. Таким образом, может быть несознательно, они продолжали пагубную немецкую традицию, которая предполагает, что на Востоке надо разговаривать только с одним партнером - с Россией.

В последние годы российские государственные компании и компании российских олигархов пустили глубокие корни в Германии, начиная с энергетического сектора и футбольного бизнеса, заканчивая индустрией туризма. Немцы должны пресечь такие запутанные связи, за которыми всегда - политическое влияние.

3. Все европейцы и каждое государство должны оказать помощь находящейся под угрозой Украине. Сотни тысяч переселенцев нуждаются в гуманитарной помощи. Экономика обескровлена неблагоприятными долгосрочными контрактами с российским «Газпромом». Этот газовый монополист выставил Украине, одному из самых бедных покупателей, самые высокие цены на газ. Экономика Украины нуждается в срочной помощи, новых партнерах и инвесторах. В партнерстве и поддержке также нуждаются и великолепная украинская культура, медиа и общественные инициативы.

Фото: EPA/UPG

4. Европейский Союз в течении многих лет давал Украине понять, что она не имеет никаких шансов не только на членство, но и на другую поддержку кроме символической. Политика «Восточного партнерства» мало что изменила; было неясно, не является ли она просто политикой замены. Но неожиданно эта проблема получила собственную динамику развития, во многом благодаря непоколебимой позиции украинских демократов. Впервые в истории люди умирали с европейским флагом в руках. Если Европа не проявит солидарность, это будет означать, что ценности 1789, свобода и братство, утратили для Европы значение.

Украина имеет право защищать свою территорию и своих граждан от внешней агрессии, в том числе с использованием полиции и армии, и в регионах на границе с Россией. Там, как и во всей стране, в 1991-2014 годах царил мир. Там не было ни одного насильственного конфликта, в том числе и вокруг прав меньшинств. Но Владимир Путин сейчас испытывает новый тип агрессии, спуская с цепи «псов войны». Он превратил Украину в полигон, как это было в Испании во время гражданской войны, где фашистские подразделения, поддерживаемые нацистской Германией, атаковали Республику. Кто не скажет Путину «no pasarán», тот выставит на посмешище Европейский Союз и его ценности, и согласится с уничтожением мирового порядка.

Никто не знает, кто будет править Россией через три года. Мы не знаем, что произойдет с сегодняшней властной элитой, авантюрная политика которой не отвечает интересам собственного народа. Мы знаем только одно: кто продолжает делать «бизнес как обычно», навлекает смерть на тысячи украинцев и россиян, обрекает становиться беженцами еще сотни тысяч, и позволяет наступать путинскому империализму на другие страны. Вчера Гданьск, сегодня Донецк: Мы не должны допустить, чтобы Европа много лет жила с открытой, кровоточащей раной.

Фото: EPA/UPG

  • Владислав Бартошевский (Władysław Bartoszewski)
  • Яцек Дэнель (Jacek Dehnel)
  • Инга Ивасьов (Inga Iwasiów)
  • Игнаций Карпович (Ignacy Karpowicz)
  • Войцех Кучок (Wojciech Kuczok)
  • Дорота Масловская (Dorota Masłowska)
  • Збигнев Ментцель (Zbigniew Mentzel)
  • Томаш Ружицкий (Tomasz Różycki)
  • Януш Рудницкий (Janusz Rudnicki)
  • Пётр Зоммер (Piotr Sommer)
  • Анджей Стасюк (Andrzej Stasiuk)
  • Земовит Щерек (Ziemowit Szczerek)
  • Ольга Токарчук (Olga Tokarczuk)
  • Ойгенюш Ткачишин-Дыцкий (Eugeniusz Tkaczyszyn-Dycki)
  • Магдалена Тулли (Magdalena Tulli)
  • Агата Тушинская (Agata Tuszyńska)
  • Щепан Твардох (Szczepan Twardoch)
  • Анджей Вайда (Andrzej Wajda)
  • Казимир Войцицкий (Kazimierz Wóycicki)
  • Кристина Захватович (Krystyna Zachwatowicz)
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram