Для того, чтобы понять миротворческий запал Путина, необходимо уяснить, что на самом деле российскому президенту не нужен ни Крым, ни Донбасс. Как и прежде, ему нужна Украина – в качестве участника Таможенного и Евразийского союза и потенциальная провинция нового союзного государства, которое в Москве решили создать путем ликвидации Украины, Беларуси и Казахстана. Именно для того, чтобы у Москвы оставалась потенциальная возможность демонтажа украинской государственности, Кремль хочет во что бы то ни стало предотвратить вступление Украины в Европейский Союз и тем более в НАТО. И хотя в обеих случаях речь может идти о долговременной перспективе, именно ее-то и хотят исключить с помощью донбасского рычага.
Не стоит слушать “полезных идиотов” Кремля – ни в самой России, ни на Западе, ни тем более у нас – уверяющих, что Россия просто хочет защитить свои интересы и выступает за нейтральную внеблоковую Украину. Интересы России – во всяком случае, путинской России – в том, чтобы никакой Украины не было.
И если до Майдана и российской агрессии против нашей страны это еще могло показаться теорией, то сейчас российский режим напрямую приступил к осуществлению плана, о котором в Кремле думают еще с 90-х годов.
На сегодняшний день оккупация всей территории Украины и установление в Киеве марионеточного режима на русских штыках – слишком дорогое удовольствие для Владимира Путина. Тут и проблема усиления западных санкций, практически неизбежных при подобном обороте событий, и проблема гибели десятков, если не сотен тысяч российских военнослужащих, что может свести на нет популярность режима, достигнутую в ходе крымской авантюры, и необходимость содержать огромную оккупированную территорию при ухудшающемся экономическом положении самого государства-агрессора. Именно поэтому диверсионные действия на Донбассе были признаны российским руководством менее дорогостоящим сценарием давления на Киев. Не случайно в первые дни диверсионных операций российские СМИ говорили о “сторонниках федерализации” – термин, который сегодня совершенно позабыт.
Успешный ход антитеррористической операции и радикализация настроений среди поддерживаемых Москвой бандитов сменили лозунг “федерализации” на идею независимости ДНР и ЛНР. Для псевдономенклатуры новых образований роль нового Приднестровья, конечно, куда более привлекательна. Это возможность безнаказанно обкрадывать собственное население, установить на оккупированных территориях собственную диктатуру и жить на российском иждивении. Однако то, что устраивает какого-нибудь проходимца вроде Царева, какого-нибудь патентованного убийцы вроде Захарченко или какого-нибудь мастера по оприходыванию российских денежек вроде Антюфеева, не может устраивать Путина. Согласившись с независимостью Донбасса, Путин таким образом сам содействует стабилизации линии фронта, утрачивает рычаг для давления на Украину и получает миллионы нахлебников, на которых у него просто нет денег.
Именно поэтому Путин вернулся к идее некоего особого статуса для оккупированных районов Донбасса. Он уже даже не говорит о федерализации или децентрализации – ему просто необходимо иметь в Украине клиентеллу, которая в случае надобности заблокирует любые внешнеполитические решения нашего государства. Именно таким, кстати, был российский план для Молдовы, в последний момент заблокированный тогдашним президентом этой страны Владимиром Ворониным: федерация при российских гарантиях, присутствии российских войск в Приднестровье и возможностью блокирования “субъектом федерации” решений принципиального характера. Так что в этом подходе нет ничего нового.
И ничего удивительно нет в том, что путинское миролюбие проявляется на фоне оккупации Приазовья, потому что российскому президенту нужно расширить территорию, на население которой он будет иметь решающее пропагандистское влияние. Это самый удобный для Кремля вариант – “пятая колонна” за украинские деньги.
В этой ситуации для Украины самое главное – не попасть в кремлевский капкан. Если мы не можем освободить оккупированную территорию, то стоит стабилизировать линию фронта, а не превращаться во вторую Боснию и дожидаться дня, когда у Кремля хватит сил без особых последствий уничтожить нашу государственность.
Для Украины – если только говорить реалистично, без патетики – гарантией безопасности является не восстановление территориальной целостности, не помощь Запада, а крах российского политического режима
Стабилизация линии фронта – наш вклад в этот крах. Любое количество населения, которое должен будет содержать Кремль в условиях экономического давления на Россию со стороны Запада обещает соседней стране проблемы, решаемые только при условии территориально-государственного размежевания в самой Российской Федерации. Кроме того, открытая граница сепаратисткой территории с Россией приведет к оттоку оттуда большей части населения – как в саму Украину, так и в России, в соответствии с политическими симпатиями отъезжающих. Так что после восстановления территориальной целостности нашей страны, неизбежном в случае территориально-государственного размежевания Российской Федерации, мы получим территорию, где уже не будет поклонников Кремля – они просто обретут новую, вернее старую Родину в стране, к которой испытывают симпатии.
Но согласие с “особым статусом Новороссии”, на котором настаивает Путин, будет свидетельством того, что план уничтожения независимой Украины начинает осуществляться. Мы не должны участвовать в этом плане. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что Путин легко перейдет от миротворческих советов к новому витку агрессии – и будет чередовать войну с призывами к миру до момента собственного краха.