ГлавнаяЭкономикаБізнес

Джейсон Джанг: Если мы пострадаем из-за обмана, то инвесторов не будет в принципе

Китайская Национальная Группа Корпораций по Строительным Материалам (CNBM) создана в 1984 г. и является одной из крупнейших государственных корпораций Китая по производству строительных и механических материалов.

С 2005 г. CNBM занимается солнечной энергетикой - производством поли- и монокристаллических кремниевых солнечных батарей. Компания входит в число лидеров в Китае и в мире, ее мощности по производству солнечных панелей превышают 1000 МВт в год.

CNBM является одним из крупнейших инвесторов в солнечную энергетику Украины - общая сумма инвестиций составила почти $1 млрд. Вначале CNBM выступала исключительно поставщиком модулей, а с 2012 года стала полноценным партнером в реализации проектов в области солнечной энергетики в Украине. Мощности компании в сфере возобновляемой энергетики в Украине составляют около 1000 МВт (с учетом введенных в эксплуатацию объектов).

Джейсон Джанг (Mr. Jinsong Zhang), председатель правления СНБМ Интернационал (CNMB International)
Фото: mygazeta.com
Джейсон Джанг (Mr. Jinsong Zhang), председатель правления СНБМ Интернационал (CNMB International)

Как давно вы начали свой бизнес в Украине, и почему выбор пал на нашу страну? Ведь у таких крупных инвесторов, как ваша компания, есть возможность инвестировать по всему миру?

Мы начали работать на украинском рынке более четырех лет назад. Мы долго присматривались к вашей стране, провели большую «домашнюю работу». Мы считаем, что Украина – это потенциально огромный рынок для производства электроэнергии из возобновляемых источников, и считаем, что в Украине вырастет спрос на возобновляемую энергию. Политика страны и государственного направлена на поддержку этой отрасли.

В связи с прекращением поставок газа из России, зимой в квартирах граждан может быть холодно, и вопрос замещения российского газа на альтернативные источники энергии становится все более актуальным. Планируете ли вы в этих условиях расширить свое присутствие на рынке альтернативной энергетики Украины?

У нас есть большой план инвестиций в Украину, в том числе, и в возобновляемую энергетику. Как Вы отметили, вам нужны независимые источники энергии. И возобновляемая энергия - это один из вариантов решения этой проблемы в будущем. Мы видим в этом большой шанс. И не только в больших объемах генерации, но и с помощью маленьких домашних установок – у нас это называется распределяемые солнечные системы, которые выпускаются не для электростанций, а для собственных нужд. В будущем мы хотим инвестировать и в этом направлении. Но сейчас нас беспокоит непоследовательность украинских политиков в отношении возобновляемой энергии. Если политика сохранится и будет стабильной, естественно, мы будем инвестировать в разы больше.

В каких еще странах, помимо Украины, работает ваша компания?

Мы инвестируем во многие страны, наши филиалы есть в более чем десяти странах мира. В цементный проект мы инвестировали на Ближнем Востоке, в солнечную энергию – в Японии. В Украине мы рассматриваем возможность инвестиций в ветровую энергию, солнечные системы для домов, производство цемента, стекла и других строительных материалов. Мы можем переоборудовать или модернизировать существующее производство. Мы считаем, что в будущем наша компания будет крупнейшим стратегическим партнером и многоотраслевым инвестором в Украину. Наше сотрудничество в Украине в настоящий момент нас очень впечатляет. Компания CNBM реализовывала проекты на Украине как в сотрудничестве с китайскими банками, так и совместно с государственным «Ощадбанком» - что подтверждает наше высокое доверие к отрасли и к государственной политике в области возобновляемой энергетики. Более того мы с радостью выражаем удовлетворение от работы с украинским государственным банком и готовы развивать и углублять наше партнерство и сотрудничество. Если то, что нас сегодня беспокоит, не случится, то наше сотрудничество будет гораздо результативнее.

Есть ли у вас цель стать ведущим игроком на «солнечном» рынке Украины?

Наша компания – уже крупнейший игрок на этом рынке. Как я уже говорил, перед тем, как зайти на ваш рынок, мы провели большую подготовительную работу, в наших планах было реализовать портфель проектов мощностью 1 ГВ, как минимум.

Какова мощность ваших солнечных парков, где они размещаются? Сколько вы инвестировали в них?

В Украине мощность наших солнечных электростанций уже построенных превышает 500 МВ. Это парки, преимущественно расположены в южных областях, в том числе в Одесской и Николаевской. В эти парки нами уже вложено около $ 1 млрд.

Фото: dumskaya.net

Вашему решению зайти на украинский рынок способствовали гарантии неизменности «зеленого» тарифа в Украине до 2030 года? Если тариф будет снижен, инвесторы уйдут или просто срок окупаемости изменится? Какой, на Ваш взгляд, тариф будет интересен инвестору?

Размер «зеленого тарифа» в Украине вполне обоснованный. Если смотреть на опыт других стран, той же Германии, Италии или Испании, то в начале «зеленый тариф» у них тоже был выше, чем в настоящий момент для того, чтобы привлечь инвесторов не только внутри страны, но и извне. Для старта обязательно нужно, чтобы инвестор заинтересовался, и поэтому срок окупаемости не должен быть очень длительным – от шести до десяти лет максимум. А когда мощности достигают уже определенного уровня, тогда государство начинает постепенно снижать тариф и делает это поэтапно, заранее предупреждая инвесторов, чтобы они успели подготовиться к новым правилам. Нельзя изменить условия для тех, кто уже построил (ретроспективное изменение), – такие изменения мы бы воспринимали как обман. К тому же, насколько мне известно, в Украине для новых объектов тариф уже снижен по опыту других стран.

Практически единственный крупный инвестор из Китая – это мы. Почему другие не приходят? Потому что даже в этих условиях они считают, что зайти на украинский рынок – это очень большие риски и высокая стоимость кредитов. Когда вы привлекаете кредиты в Украине и в Европе – это разные ставки кредитования и страхования. Без высокого «зеленого» тарифа никто не приедет. И даже сейчас многие смотрят на нас. Если мы станем хорошим примером, то подтянем за собой и другие китайские предприятия. Если бы мы пострадаем из-за обмана, то никого не будет, а те, кто смотрит на нас, скажут, что вот как хорошо, что мы туда не инвестировали! Это подрывает доверие к стране, а без доверия сюда никто не придет.

Вы встречались с представителями власти, чтобы обсудить вопрос «зеленого» тарифа? Какова была их реакция на ваши аргументы? Как бы вы оценили сегодняшнюю готовность украинских властей слушать и слышать инвестора, особенно такую крупную корпорацию, как ваша?

В апреле новые власти впервые заявили о снижении «зеленого тарифа», в том числе и для уже построенных объектов. Тогда руководство CNBM написало письма на имя Исполняющего обязанности президента на то время и спикера Александра Турчинова, премьер-министра Арсения Яценюка и других руководителей правительства и руководителей фракцией, в котором выразили свою обеспокоенность относительно изменения политики в этом вопросе. В июле, когда ситуация была уже более стабильной, состоялось заседание между представителями Украины и Китая с участием государственных компаний, в том числе и нашей. Тогда обсуждалось взаимное сотрудничество в сфере солнечной энергетики, и обе стороны признали значимость последовательной политики в этом вопросе. В последние дни, когда участились заявления официальных лиц о снижении тарифа, мы через наше посольство в Киеве организовали встречу с главой Национальной комиссии регулирования энергетики Сергеем Титенко и тоже выразили свою обеспокоенность. Для нас это не только утрата доверия, но и удар по государственному имуществу, поскольку мы государственная компания и инвестируем государственные деньги.

 Офис CNBM
Фото: www.cnbmltd.com
Офис CNBM

Если ваши права как инвестора, несмотря на все предостережения, будут нарушены, вы будете обращаться в суды? Украинские, международные?

Мы не хотим, чтобы это случилось, но если все-таки ситуация до этого дойдет, мы будем защищать свои инвестиции и свои интересы.

Как вы думаете, если «зеленый» тариф останется в силе, сектор альтернативной энергетики в Украине ждет в ближайшее время прорыв? Или все же будущее за традиционной энергетикой (уголь, газ), так как «зеленая» энергетика еще пока слишком дорога для Украины?

Я лично считаю, что для стабилизации и безопасности государства альтернативная энергетика очень важна. Но для развития «зеленой» энергетики нужны большие средства. Внутренних ресурсов для этого недостаточно, значит, нужен иностранный капитал. А для его прихода важна стабильная политика в отношении инвесторов. Сегодняшние попытки менять правила по ходу игры приведут к утрате репутации и нежеланию инвесторов вкладывать в украинский рынок, не только в энергетику, а в принципе.

Вы упомянули о готовности инвестировать в другие сферы, помимо энергетики. Военные действия, которые сегодня происходят на Востоке стране, уже повлекли за собой закрытие ряда предприятий, переезду офисов компаний в другие города. Некоторые населенные пункты сильно пострадали от обстрелов и требуют больших средств на восстановление. Готовы ли вы участвовать в развитии и восстановлении послевоенного Донбасса?

Конечно, мы заинтересованы инвестировать в этот регион после стабилизации ситуации. Украинский и китайский народ имеют долгую историю дружбы, и мы искренне хотим, чтобы тень войны ушла с вашей земли, и Донбасс вернулся к мирной жизни. И мы, как один из крупнейших производителей стройматериалов, конечно, заинтересованы участвовать в восстановлении региона. И там сумма инвестиций может быть в десять раз больше той, что мы вложили в солнечные парки. Это будут совместные предприятия с новыми рабочими местами для региона.

Что ваши коллеги говорят о сегодняшних событиях в Украине? Как вы думаете, эти угрозы можно было предвидеть раньше?

Развитие одной страны, одной нации – это как процесс роста человека. Вы встречаетесь с разными трудностями, но, в конце концов, их преодолеете. Нужно не терять уверенности, иметь больше друзей и меньше врагов – мирная жизнь важнее всего.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram