Кернес, конечно, не эрцгерцог Фердинанд. Мягко говоря. Но сообразительный фейсбук быстро провел параллели между событиями, которые разделяют сто то лет и два месяца. Ибо в обоих случаях «цена вопроса» - начало перекраивания карты Европы.
Как минимум Европы.
В 1914-м это случилось.
В 2014-м – может случиться.
О Кернесе
Все годы Независимости, «фактор Харькова» играл довольно существенную роль в украинском политикуме.
В 90-е местные элиты имели внушительное представительство на общенациональном уровне. С гибелью Евгения Кушнарева в 2007-м, тенденция преломилась – представительство сократилось до тандема «Геши и Миши» (Геннадия Кернеса и Михаила Добкина, - С.К.), но «фактор Харькова» остался.
Именно поэтому столица крупнейшего пророссийски ориентированного региона Украины изначально была для русских мишенью «номер один». Не секрет: после аннексии Крыма приоритеты РФ распределись в последовательности: Донецк, Луганск, Харьков, Одесса.
Суть: дестабилизация ситуации, максимальное «расшатывание» региона, когда де-факто он становится Киевом уже не управляем.
Силами местных элит – тоже.
В Донецке и Луганске это, по факту, удалось.
Центральная власть нынче отсутствует тут как класс. То есть, номинально она, конечно, есть, но толку от нее не много.
На Донбассе продолжается пожар на флангах: Славянск, Горловка, Енакиево, Краматорск, опять Славянск и так – по кругу.
В Луганске, вслед за СБУ, захвачена уже и ОГА.
Харьков «отмечается» отчаянными противостояниями «колорадов» и сторонников единства Украины. Наиболее масштабными и кровопролитными за последнее время. Прекрасная картинка для российской пропаганды. Еще лучшая – для формального повода к вмешательству «северного соседа».
Противостояние, до поры до времени, сдерживал Геннадий Кернес.
Сдерживал по мере сил. Мог бы делать это эффективнее?
Пожалуй, да, чем нет. Особенно, если б способствовали обстоятельства. А они отнюдь не способствовали.
Да, и не все мы – широкие массы – об этих обстоятельствах знаем, уж если положа руку на сердце.
Тоже нужно учитывать.
Почему Кернес вел себя подобным образом? Любил ли он Украину, любит ли? Безусловно, да. Харьков - еще больше. Харьков в составе Украине. Только здесь он – тот, кем он есть и кем быть привык. Это – его территория, его маленький мирок. Который он, как мог, оборонял.
Так совпало: его борьба за приватный ареал обитания наложилась на национальные интересы.
Утром понедельника, 28-го, снайпер дал ему на это ответ.
Заодно с Кернесом – всем, кто на юго-востоке ратует «против» федерализации, присоединения к РФ и «за» единую Украину.
Дабы не повадно было.
Это не только и не столько в Геннадия Адольфовича стрелял на лесной тропке снайпер (с большой долей вероятности – российский), но в каждого, кто в Харькове, Донецке, Луганске, Одессе, Херсоне, Запорожье, Николаеве, Днепропетровске, ассоциирует себя с Украиной.
Об элитах юго-востока
Не секрет: тектонические сдвиги в украинской политике всегда обеспечивались силами элит. Майдан и/или выборы могли эти сдвиги стимулировать, ускорять, но финальный результат закреплялся на «верхнем уровне».
Выборы 25-го мая – с этой точки зрения – не исключение. С той лишь разницей, что теперь элиты самоопределяются не «за» того или иного кандидата; но «за» или «против» самого факта проведения выборов, «за» или «против» существования государства Украина. Когда страна в состоянии войны, «полутона» недопустимы.
Прежде всего, конечно, для олигархов и представителей крупного бизнеса.
Их формула проста. Выборы – равно Украина. Отсрочка – вива Путин.
Для РФ задача – гонку, любой ценой, сорвать. Еще лучше – добиться саботажа выборов (которые закрепят легитимность новой украинской власти, - С.К.), со стороны олигархов (чтоб «срывали» не «снаружи» - «изнутри»). Как добиться? Весьма просто. Сделав предложения, от которых олигархам сложно отказаться.
Таковые, по информации LB.ua, поступили, в частности, Ринату Ахметову и Игорю Коломойскому (также игрокам калибром помельче, но их пока – для чистоты эксперимента – во внимание не принимаем, - С.К.).
Первому поступать они начали – будто бы от российской стороны - еще в прошлом году. «Задолго до», - как характеризуют косвенно сопричастные (подразумевая события революционной зимы, - С.К.).
В узких кругах фигурировали суммы порядка «два ярда». Это – за всё.
Озвучивание суммы сопровождалось, как правило, гомерическим хохотом.
Предметных подтверждений информация не находила.
Сейчас с суммами несколько прояснилось. Сутью «предложения» – тоже. Сделали его, якобы, русские. Предложили щедро: погасить порядка семи ярдов кредитов (информация неофициальная), будто бы «висящих» на СКМ, плюс – 10-15 ярдов кэша «сверху». Одно «но», определиться нужно быстро - до 25-го мая. Ах, да, еще… ну, право, вовсе мелочь… кэш-то может «осесть» в русских банках. Откуда его нужно вывести. Та еще задача. А уж как на западе «отмыть» - вопрос риторический.
Сам Ринат Ахметов комментирует категорически: «Бизнес я не продаю!».
Далее: «Моя позиция неизменна: единая страна. И я буду делать все, что в моих силах, чтобы Донбасс и Украина были бы вместе. Веря в Донбасс, веря в Украину, я буду продолжать инвестировать в свою страну», - акцентировал, общаясь с LB.ua.
Говоря о том, что произошедшее с Кернесом – предупреждение элитам юго-востока – тоже довольно резок: «еще не родился такой выстрел, чтобы я покинул свой край».
Тут же – поясняет: «Я очень расстроен и обеспокоен тем, что произошло с Кернесом. У нас с ним дружеские отношения и я желаю ему скорейшего выздоровления».
Формулируя отношение к происходящему на юго-востоке в целом, Ахметов также высказывает поддержку (уже не впервой, - С.К.) губернатору Донецкой области Сергею Таруте:
«Вам нужен губернатор или министр обороны?», - говорит, отвечая на упреки относительно «мягкотелой интеллигентности» Таруты, - «Если министр обороны – возьмите другого человека. Но если нужен тот, кто думает о регионе, о развитии Донбасса, о его экономическом росте; о том, как нам вместе преодолеть бедность, то этот человек – Тарута».
Что до Коломойского, он переговоры с россиянами – относительно продажи «Укрнефти» – тоже категорически отвергает. Мол, да, было дело, предложение делалось, но было это давно и неправда. Неправда, поскольку украинская сторона предложение отклонила.
В олигархическом сонме сияет еще одна немалая звезда. По имени Вадим Новинский. Интегрированности которого в верховные орбиты Православной церкви Московского патриархата никто не отменял. Что, однако, вовсе не значит, что Новинский играет на стороне Москвы. Отнюдь. Скорее, так: Москва его на свою сторону склонить весьма заинтересована. Да, вот пока не получается.
О стране
Сковать по рукам и рукам олигархов – синонимично парализовать избирательный процесс. В Москве сие прекрасно понимают. Понимая – делают ставку на бабки. Кэш, мол, всегда ближе и понятнее. Те, однако, не поддаются. Пока, по крайней мере.
Да, согласно украинскому закону «О выборах Президента», гонка будет признана легитимной даже в том случае, если на энном количестве участков (скажем, во всей Донецкой, части Луганской и Харьковской областей. О Крыме – вообще молчок, - С.К.) голоса подсчитать не получится.
Но будет ли такая гонка легитимной с точки зрения политической?
Ведь на востоке немалое количество избирателей все же проживает…
Избирателей, которым – вслед за президентскими – доведётся участвовать, с большой вероятностью, еще в досрочных парламентских.
Фавориты забега сие вполне осознают.
Осознавая – сами для себя делают выбор между безусловной победой и сохранением страны.
Сохранением страны и безусловной победой.
Посмотрим, что перевесит.