Парад лизоблюдов на марше
Две недели тому Владимир Константинов очень точно предсказал исход крымского "референдума". "Думаю, будет больше 80 процентов "за", - отметил он в интервью известной российской журналистке Марианне Максимовской. По факту крымский ЦИК насчитал 82% явки и 96% голосов "за" воссоединения с Россией.
На самом деле явка составляла 37-40 процентов. Ожидаемо высокая – в Севастополе, Керчи и Феодосии. На прочих территориях – весьма умеренная. Крымские татары в "волеизъявлении" участия не принимали вовсе.
То есть, сам по себе нелегитимный референдум не собрал достаточно "за" отделения АРК от Украины.
Впрочем, самопровозглашенную власть полуострова формальности мало интересовали. В понедельник тут поторопились провозгласить независимость, также – подтвердить курс на "вхождение в состав в РФ".
В Киеве с подобным положением дел мириться отказывались, все еще не исключая возможность неких "мирных переговоров".
"Присоединять Крым – на правах субъекта Федерации – Москва не станет. Сохранение за полуостровом статуса "независимой территории" куда выгоднее с точки зрения продолжения "большой игры". По аналогии с Приднестровьем. Выгоднее Москве, но явно не Симферополю, который оказывается в "подвешенном" положении", - говорили в понедельник в кулуарах Рады депутаты-крымчане.
Некоторые, сохраняя оптимизм, даже не исключали "мирных переговоров" с Белокаменной.
- Шансы невелики, но они есть. Что может звучать с нашей стороны? Об отказе от евроинтеграции речь, конечно, не идет, но вот курс на НАТО – можно обсуждать. Также - гарантии неразмещения в непосредственной близости от границ РФ систем ПРО. Русский как второй государственный – не факт; отказ от денонсации Харьковских соглашений, то есть – сохранение ЧФ на территории АРК – вполне, - анализировал один из тех немногих высокопоставленных собеседников LB.ua, кто в крымской теме действительно компетентен.
- Что-то одно: или Харьковские соглашения в силе или язык, - рассуждал другой.
Во вторник оптимисты были низвержены.
В Георгиевском зале Кремля Владимир Путин выступил с тематическим заявлением.
Оказалось, принадлежность Крыма Украине – историческое недоразумение ("сдали, как мешок картошки"), которое сейчас попросту устраняется. Всякий, кто считает иначе – провокатор и агент Запада. Сам Запад при этом манипулирует нормами международного права, признавая их, когда ему это выгодно и не признавая, если не выгодно. Ну, а раз вам можно, чего ж нам нельзя?
Присутствующие – топы российского политистеблишмента – неистово приветствовали вождя. Аплодисменты поминутно перерастали в овацию. Хлопали стоя. С мест своих подскакивали так часто, что могли бы в принципе и не садиться. Парад лизоблюдства на марше.
Среди присутствующих, что любопытно, не было "легитимного президента Украины" Виктора Януковича. Зато наличествовали Владимир Константинов, Сергей Аксенов и Алексей Чалый. Последний – в чем-то очень немарком и застиранном – восседал в первом ряду. Выглядел "народный мэр" Севастополя так, как будто на разбор металлолома под Балаклавой собрался, а не на официальное мероприятие.
Собственно, Константинов, Аксенов, Чалый визировали с Владимиром Путиным договор о присоединении Крыма и Севастополя к РФ. Все трое – как руководители – нелегитимны. Константинов – спикер Рады, которая распущена. Аксенов избирался без кворума, недостаточным количеством голосов и без утверждения с Киевом, Чалый – с юридической точки зрения – вообще не пойми кто. Тем не менее, их автографами формально скреплен новый "братский договор".
Уже через час после случившегося в Симферополе начался штурм украинского фотограмметрического центра. Один украинский военный убит, двое – ранены. Минобороны отреагировало молниеносно – разрешением использовать огнестрельное оружие.
Симметричный ответ настиг к утру – штурм штаба ВМФ Украины. Начштаба Сергей Гайдук – в заложниках. Премьер Яценюк срочно откомандировал Виталия Ярему и Игоря Тенюха в Крым – для деэскалации конфликта.
В три часа пополудни в одном из залов аэропорта "Борисполь" собралась немногочисленная делегация. Упомянутые Тенюх, Ярема, иже с ними – Куницын, Кузьмук, Сенченко. И примкнувший LB.ua.
- Нам не дают посадку, - мрачно сообщил Виталий Ярема, демонстрируя присутствующим телеграмму.
- Я предлагал военным бортом лететь. Идею (подразумевались, видимо, Яценюк и Турчинов, - С.К.) завернули, - добавил Тенюх, - Сказали, слишком велик риск…
Тут адмирал осекся. Впрочем, ясно было и так: слишком велик риск, что военный борт собьют.
В буквальном смысле.
Оказаться в "сбитом" самолете никому не хотелось. Но и сидеть, сложа руки – тоже.
- Мы обязаны что-то предпринять. По прибытии на место, главное – вступить в переговоры, - вел дальше Тенюх, - Там ребята наши, их нужно вызволить.
- В переговоры с кем? – уточнил Куницын.
- С военными РФ, разумеется!
- Военным нужен мандат. Его у них сейчас нет, - резонно заметил Кузьмук.
- А легитимность украинской власти они не признают, - протянул Сенченко.
- Зато к статусу Верховной Рады вопросы отсутствуют. А у нас есть украино-российская межпарламентская комиссия. Вот, на этом уровне можно. Хорошо бы – на нейтральной территории. Хоть и в Минске. Да, хоть где, - зычным голосом гудел Кузьмук.
- Посадку не дают, - напомнил Ярема, заполняя образовавшуюся паузу.
- Надо вам с Тенюхом ехать на СНБО – мандат переговорный получать. Иначе – никак, - посоветовал Кузьмук.
На том и порешили.
Правительственный борт по-прежнему дожидался на перроне. Но его предполагаемые пассажиры направились в центр Киева, где продолжалось заседание Совета национальной безопасности и обороны.
Именно ему предстояло формализовать (с последующим подтверждением в ВР, разумеется, - С.К.) новый статус Крыма. Наиболее оптимальным – в данном контексте – представлялся статус "оккупированной территории". Что позволяет, с одной стороны, создать "коридор" для "отхода" на метрик всех желающих гражданских. За ними – если последуют – военных (покамест они остаются на местах, - С.К.).
В дальнейшем – гарантированная поддержка (сообразно ранее подписанным Украиной международным соглашениям) мирового сообщества. Также – призрачные надежды на возвращение аннексированной территории.
Невидимая кампания
Фоном крымской баталии – президентская кампания. Которая, до недавних пор, была вообще незаметна.
Настолько, что многие ставили под вопрос сам факт ее проведения 25-го мая. Регионалы даже предусмотрительно внесли в парламент соответствующий законопроект. "Батькивщина", однако, его яро оспорила.
Были - на тот момент уже – основания.
В ходе последнего западного вояжа господина Яценюка, Арсению Петровичу прямо дали понять: в случае, если кампания – под каким угодно предлогом – будет сдвинута, выделение Украина донорской помощи от США, стран ЕС, международных организаций, окажется под вопросом. В полном – от анонсированного – объеме, так точно. А для украинской экономики сие сейчас критично.
Собственно, это – первая причина, по которой выборы передвигать не станут.
Вторая – необходимость окончательно легитимизовать смену власти в Киеве. Так, чтобы у "бывших" - начиная от Виктора Януковича и заканчивая каким-нибудь членом КМУ Дмитрием Табачником – точно не осталось бы шансов претендовать на "реконструкцию".
Формально, кампания длится почти три недели, однако первый кандидат появился лишь на днях. Им стал одиозный Ренат Кузьмин.
Учитывая, что норма о неприкосновенности кандидатов в президенты в украинском законодательстве уже много лет как отсутствует, зачем ему понадобилось выдвижение, не совсем понятно. Но это лишь на первый взгляд. Если же копнуть поглубже, обнаружится: вероятность его баллотирования рассматривалась еще на выборах 2010-го. Как технического кандидата Виктора Януковича. Конкретная временная рамка рассмотрения – начало 2009-го года (официально Верховная Рада назначила первый тур президентских на 17-е января 2010-го в июне 2009-го).
Баллотироваться Кузьмин хотел, быть техническим – не очень. На том история, собственно, и закончилась.
Сейчас, вот, следует логичное продолжение.
Кроме Кузьмина, готовность побороться за пост номер один уже высказали Валерий Коновалюк и Олег Ляшко.
Но обсудим более реальных кандидатов. Первый и главный – Юлия Тимошенко. Как уже доводилось писать, о своем намерении баллотироваться она заявила еще 28-го февраля. Сперва – Виталию Кличко, затем – в более широком кругу. Публично сие, однако, пока не подтверждала. Намеревалась сделать это после возвращения с лечения.
Возвращение случилось вечером среду, 19-го марта. На утро четверга, 20-го, назначена ее встреча с фракцией "Батькивщины". Первая, с момента ее выхода на свободу.
Вряд ли на заседании фракции, но точно – в ближайшее время – будет названа дата съезда «Батькивщины». Съезда, который и выдвинет кандидата от партии.
Станет им Юлия Тимошенко? Ее ближайшие соратники солидарны: победить она, конечно, может, но это потребует невероятных усилий, в том числе ее, сугубо физических (к сельскому электорату нужно ездить. Много и упорно, - С.К.). А время-то непростое. Может, лучше сконцентрировать силы на ином? Стоит ли игра свеч? Ведь, отказавшись от выдвижения, ЮВТ имеет все шансы превратиться – за короткое время – в настоящую «совесть нации», «моральный авторитет» и т.д. Подобное дорого стоит.
Так, повторяю, рассуждают ее соратники. Даже декларируют – в частных беседах – постараться убедить в этом Юлию Владимировну. Хватит ли им духу действительно постараться – большой вопрос. Ответ на который, скорее всего, предопределен.
Сообразно последним рейтингам, главным конкурентом Юлии Тимошенко (если она таки выдвинется) станет Петр Порошенко. Виталий Кличко, судя по всему, своего «потолка» уже достиг. Расти он мог лишь на фоне Виктора Януковича. Два сапога – для избирателя, который ориентируется исключительно на «картинку» и готов простить косноязычие, отсутствие внятной программы и понятной команды – аккурат пара. Януковича больше нет, фона для роста Кличко – тоже.
Правда, за пазухой у Виталия Владимировича имеется козырь. «Майдан требовал полную перезагрузку всей власти. И парламентские выборы – обязательная ее составляющая. Это значит, мы – во исполнение требований Майдана – пройдем президентские под лозунгом необходимости неотложных парламентских», - поделился высокопоставленный «ударовский» источник. Поделившись – очертил упор на электорат центра страны.
Собственно, симпатии центра Украины, равно как и перераспределение электората Виктора Януковича – две ключевые интриги текущей кампании.
К персоне четвертого президента относиться можно по-разному, но, даже в худшие времена, 18-20% ядра у него имелось. Значительная часть из них - в Крыму.
Относительно возможности волеизъявления крымчан 25-го мая, Центральная избирательная комиссия уже высказалась. Тут будут действовать лекала, применяемые обычно на заграничных округах. То есть, государство Украина формально создает своим гражданам, проживающим вне пределов страны, все условия для волеизъявления. Например, на территории Херсонской области (если, к тому времени, она еще будет частью Украины). Ну, а далее уже сами граждане определяются: прилагать ли усилия для того, чтобы добраться в точу «Х» или нет.
Прогнозировать, сколько отыщется сознательных граждан, сейчас было бы шарлатанством. Однако, и так понятно: по уровню поддержки бело-голубых и всех пророссийски ориентированных политсил, аннексия Крыма ударит существенно.
Не победа, но участие
Что противопоставить этому, регионалы станут решать на съезде 29-го марта в Киеве. Переносят форум уже четвертый раз.
На повестке дня - два глобальных вопроса.
Первый – кандидат в президенты от ПР.
Второй – формат дальнейшего управления партией.
На кандидатство прочат троих: Добкина, Вилкула и Тигипко.
У каждого – свои плюсы, и свои минусы. Сопоставлять оные будут, видимо, прямо на съезде.
Хотя, тот же Добкин ранее не скрывал намерения баллотироваться в любом случае.
- Еще непонятно как, по нынешним временам, лучше, от партии или самому, - говорил он LB.ua недели две тому, еще до своего задержания и домашнего ареста.
Что до управления партией, то тут планируют сформировать нечто вроде "политбюро" (термин мой, но суть – коллективный орган, - С.К.).
- Эпоха единого лидера окончена. Все, это уже однозначно, - прокомментировал, в данном контексте, один из высокопоставленных регионалов.
В "политбюро" предполагают включить до десяти человек. Пока обозначены следующие фамилии: Добкин, Шуфрич, Тигипко, Вилкул, Ефремов, Бахтеева, Колесников, Шенцев. Также – на правах главы исполкома ПР – Владимир Рыбак. Еще – Евгений Геллер и Вадим Новинский (последний, впрочем, членом ПР пока не является, - С.К.).
Какую платформу презентовать – определят, опять таки, непосредственно на съезде. С высокой долей вероятности, ею станет идея федерализация, как залог успеха дальнейшего процветания страны.