ГлавнаяПолитика

​Минск, октябрь 2013 года, рабочий визит Президента Украины

Чем стали нынешние переговоры, многочисленные заявления и встречи в Минске для Президента Украины? Интермеццо к 29 ноября, саммиту в Вильнюсе? Да, на 80%, отблеск вильнюсского саммита ощущался на всех событиях с участием делегации Украины.

Фото: пресс-служба президента

Чем стали нынешние переговоры, многочисленные заявления и встречи в Минске для Президента Украины? Интермеццо к 29 ноября, саммиту в Вильнюсе? Да, на 80%, отблеск вильнюсского саммита ощущался на всех событиях с участием делегации Украины.

Некоей интригой, загадкой, недосказанностью? Нет, пожалуй. Хотя среди российских и украинских журналистов, работавших в пресс-центре заседания Совета глав государств СНГ, упрямо циркулировал слух: «Киеву сейчас сделают грандиозное предложение, снизят цену на газ чуть ли не вдвое, и вот тогда она откажется от своей «самоубийственной» интеграции». Проходили часы, и конспирология давала трещину, не подтверждалась.

Впрочем, все по порядку.

Первый день, четверг, 24 октября – заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств

Это было заседание высшего органа Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Собственно, внутреннее дело трех постсоветских стран.

Но, как оказалось, не совсем внутреннее. Демонстрируя определенную степень открытости, явно не следуя принципу спорной российской поговорки о соре в избе, для СМИ в Минске организовали полную трансляцию трех выступлений – Александра Лукашенко, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина.

В выступлениях Лукашенко и Назарбаева было немало сказано не о позитивах Таможенного Союза.

Александр Лукашенко по-прежнему является сторонником ТС, но вот некоторые акценты его речи. «Несмотря на проведенную работу, количество изъятий и ограничений в торговле внутри Таможенного Союза, не уменьшилось, по некоторым направлениям даже возросло». Вот об Украине: «важно, чтобы Украина, двигаясь в сторону ЕС, не закрывала для себя возможность участия в Таможенном, а в дальнейшем - и в Евразийском экономическом союзе».

Назарбаев об Украине не говорил ничего. А вот о проблемах своей страны в ТС – много и жестко: «сохраняются серьезные трудности для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси, которые используют нетарифные и технические барьеры». И это сказал: «Казахстан не может транзитом через территорию РФ продавать электроэнергию Беларуси». А вот прямой выпад Назарбаева против Владимира Путина: «российские члены Коллегии Евразийской экономической комиссии принимают участие в заседаниях правительства РФ, получают установки, хотя согласно договору о Комиссии, они не подотчетны и не подчинены национальным правительствам».

Фото: пресс-служба президента

Путин не стал реагировать на выпады, ограничился словами, что «Таможенный союз – это рынок в 170 миллионов человек».

Назарбаев упомянул об интересе Турции к Таможенному Союзу. Путин рассказал о предложении премьера Индии Манмохана Сингха подписать договор о зоне свободной торговли с Таможенным союзом.

Чуть позже – лидерам Казахстана, Белоруссии и России присоединился и Виктор Янукович. Телетрансляция в пресс-центр президента Белоруссии позволяла увидеть, но без звука, ибо микрофоны были выключены, что Янукович и Путин долго разговаривали, сидя рядом.

Потом состоялась пресс-конференция, где Путин заявил, что Украина и Россия договорились провести консультации в соответствии новых условий договору о зоне свободной торговли СНГ. Это суть его слов. Все остальное он говорил раньше: о невозможности присоединения Украины к ТС после подписания Соглашения с ЕС, о продаже товаров украинского производства на рынке ТС на тех же условиях, что и продукции других членов ВТО, о внедрении в Украине техстандартов Евросоюза, на что у Киева нет денег, о недопущении на рынок ТС формально украинской «отверточной» сборки произведенных в ЕС товаров.

Были ли продемонстрированы холодные отношения Украины и России?

Мягко говоря, да. Но не со стороны Украины. Известно, что Янукович и Путин общались после этой пресс-конференции. На тональность того, что было сказано на следующий день, это не повлияло.

Фото: пресс-служба президента

Второй день, пятница, 25 октября – заседание Совета глав государств СНГ

С формальной точки зрения, этот саммит ознаменовал окончание председательствования Белоруссии в СНГ и передачу его Украине. С формальной точки зрения, пока Украина входит в Содружество, главы нашего государства должны посещать саммиты, проводить другую работу в СНГ.

В рамках СНГ Минске-2013 были озвучены три магистральные темы, в разной степени важные для нашей страны.

Текущая деятельность Содружества, реализовавшаяся в подготовке и подписании 17 документов. Региональные инициативы СНГ. И, собственно, украинская тематика, главным образом во взаимоотношениях Янукович-Путин, за которой с нескрываемым интересом наблюдали остальные участники саммита.

17 многосторонних документов СНГ

Спустя годы после окончания жизни СССР становится все более очевидным, что государства СНГ «разбегаются» по разным направлениям в своих экономических интересах. Конечно, первым «в отрыв» ушли три страны Прибалтики, с разной степенью счастья нашедшие себя ныне в Евросоюзе. Потом совершенно вне России лидером в каспийском регионе и главным партнером Турции стал Азербайджан. Собственные энергетические проекты, связанные с потреблением газа в Китае и в Индии начал реализовывать Туркменистан.

Но все же кое-какие интересы у стран бывшего СССР остаются. Это гуманитарное сотрудничество стран СНГ - и в силу части общей истории всех стран на протяжении ХХ века, и все таки разного, но знания русского языка на значительной части территории СНГ. И отсутствия – хотя бы на данный момент - визового режима между многими странами.

Часть подписанных в Минске 17 документов касается гуманитарной политики. Среди них - стратегия развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на период до 2020 года, мероприятия, приуроченные к празднованию 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Еще три документа относятся к сфере действий правоохранителей – это межгосударственные целевые программы по борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми.

Вопросы Украины

Так получилось, что Виктор Янукович выступал в этот день несколько раз.

Фото: пресс-служба президента

И тогда, когда все главы государств говорили о задачах СНГ. Среди них, в частности, было очень интересным выступление Ислама Каримова, руководителя Узбекистана, который анализировал изменения в его региона в случае ухода из Афганистана американцев и их союзников, содержавшее завуалированные выпады в адрес России, суть которых – она мало занимается этим регионом.

Янукович выступил и после того, как Украине формально передали председательствование в СНГ.

И каждый раз он касался темы евроинтеграции Украины.

Потом в украинской прессе я встречал довольно глупую, иди подброшенную нашим северным стратегическим союзником, мысль о том, что Янукович якобы настаивал: «Украина может сидеть на двух стульях». Эта «гениальная интерпретация», а фактически – интертрепация - родилась из слов Януковича: он считает неверным мнение о том, что «Украине необходимо сделать выбор между интеграцией с Европейским Союзом и развитием сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и Таможенного союза». Почему? «Возможно сотрудничество нашего государства со всеми этими объединениями, что принесет пользу их участникам».

Давайте поставим вопрос иначе: а почему Украина должна сидеть только на двух стульях – ЕС и ТС? Нет, Украина положила ноги и на третий стул: это рост товарооборота с Китаем. Разве Кучма и Янукович не работали над тем, чтобы можно было бы опереться и на четвертый стул: экономические интересы Украины в Латинской Америке?

И еще иначе поставим вопрос. А на скольких стульях сидит Россия? Разве ЕС не является не только крупнейшим торговым партнером России, но и стратегическим союзником, как это следует из сотен заявлений Владимира Путина? Разве не следует из его слов в Минске, что он хотел бы в рамках Таможенного Союза опереться на Индию, если не как на стул, то в крайнем случае – как на табуретку?

Янукович впервые применил аргумент, который публично Путину слышать не приходилось. Президент Украины сказал: «подписание Соглашения об ассоциации с ЕС создаст дополнительные условия для развития торгового и инвестиционного сотрудничества между нашими странами, ведь украинские СП с участием капитала стран СНГ смогут осуществлять экспорт продукции в ЕС в том режиме, в котором он будет установлен с Украиной с соответствующими преференциями».

Фото: пресс-служба президента

Было видно, что в момент произнесения этих слов глаза Путина сузились – как будто от осознания того, что капитал из его страны может получить некие новые возможности. Но важно, что эти слова Януковича прозвучали в своеобразном контексте: с одной стороны он заявил, что отношения Украины с ЕС ни в коем случае не будут препятствовать ее сотрудничеству с другими странами и объединениями, с другой – «надо бы все-таки разобраться с тем, что в товарообороте СНГ произошло за последние два года». В этот момент режиссер трансляции заседания в пресс-центр, видимо, случайно, переключил на пульте изображение с Януковича на Ильхама Алиева. Было видно, как на этих словах Виктора Федоровича, лукавая усмешка мелькнула в глазах восточного человека.

Значительная часть выступления Януковича была посвящена возможностям СНГ. Это и активизация торгово-экономического сотрудничества в СНГ, которая станет одним из приоритетов председательствования Украины в организации, и развитие сотрудничества в вопросах транспортировки энергоресурсов, обеспечения надежности их поставок, и предложение создать трехсторонний консультативный орган Украина – Европейский Союз – Таможенный Союз, которое спустя несколько часов вызвало отрицательную реакцию России.

Излагая все эти предложения, плюс блок гуманитарного характера, который касался 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко, Янукович время от времени посматривал на Путина. И тембр речи, выражение лица Президента Украины мне напомнило 5 сентября 2013 года, выступление Виктора Януковича перед фракцией Партии регионов в партийном штабе в «Зоряном», когда он вот так же говорил о прошлых Харьковским соглашениях. О своих выводах.

Хочу высказаться и по одной – наверное, для кого-то неожиданной теме. Для саммита СНГ в Минске к 2013 году выстроили Дворец независимости, совсем новое здание, где и происходили все вышеперечисленные мною события. А вот в Киеве подобного здания нет, и даже чего-то похожего не найти. Предбанник бывшего музей Владимира Ленина на Европейской площади применяли для конференции сбора средств для нового саркофага над Чернобыльской АЭС – но там нет мест для журналистов, и трансляцию не организуешь. Конференц-залы в гостиницах Киева годятся еще меньше.

А ведь через год Украина будет проводить такой же саммит. Хотя бы для того, чтобы передавать в другой стране председательствование в СНГ.

Много лет назад Виктор Ющенко затеял ремонт Мариинского дворца, что между зданием Верховной Рады и склоном Днепра. В силу ментальных особенностей Ющенко ремонт начали, остановили, потом забросили. Возможно, три зала Мариининского дворца и несколько переговорных комнат являются в настоящий момент лучшим, чем располагает Украина для проведения такого масштаба саммитов. Самое время озаботится, где в 2014 году, в следующий раз, встретятся руководители СНГ

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram