Хронология «оттепели»
Юрий Луценко вышел из ворот Менской колонии седьмого апреля.
«Откинуться» Луценко мог значительно раньше. Мешал его острый язык.
Едва евродипломаты с одной стороны, Лавринович – с другой, «дожимали» главу государства, применяя при этом самые разнообразные аргументы (от «так просто правильно», «это пойдет на пользу внешнеполитическому вектору», «Луценко – меньшее зло, чем Тимошенко»); едва добавляли посильную лепту Порошенко и Клюев (именно Андрею Петровичу приписывают фразу: «Луценко – бешеная собака оппозиции. Выйдет и всех локтями распихает. Собственно, что нам и надо") и президент уже даже подписывал соответствующий указ, у Юрия Витальевича случался очередной суд. На суде Юрий Витальевич выступал, говорил все, что думает про действующую власть и ее "верховнокомандующего", его Семью…На этом все и заканчивалось. Указ отправляли в мусорную корзину.
В последнюю «тюремную» неделю Луценко его привезли на очередной суд в Киев. В то же самое время LB.ua - из собственных источников – стало известно: «послы мира» всячески «обрабатывают» старшего сына Юрия Витальевича. «Обрабатывают» в обход Ирины Луценко, которая ранее категорически отказалась сделать то же и заявила, что никто из членов ее семьи на подобное никогда не согласится.
Логично, сын рассказал о происходящем матери. Сценарий сорвался.
Тогда в пятницу Валерия Лутковская сама просила Виктора Януковича помиловать экс-главу МВД.
– Это неожиданностью для вас стало? Ведь еще в четверг вас из суда опять в колонию отвезли, – спросила у телефонной трубки уже в воскресенье днем.
Едва вышел, Луценко погрузился в воронку телефонных звонков – кто-то звонил на мобильный его жены Ирины, кого-то он – с того же мобильного – набирал сам.
– Ты знаешь, нет. Как только я понял, что в воскресенье – Благовещение, начал вещи собирать. Царь же у нас любит карать и миловать в дни религиозных и государственных праздников, – ответил.
Подготовка к бегству
Следующий «красный день календаря» выпадал на пятое мая. Пасха. Именно на Пасху за ЮВТ должны были захлопнуться ворота харьковской ЦКБ.
Сама она, по словам тех, кто общается с ней непосредственно, «готова к компромиссам».
«Юля понимает очень простую вещь: или она выйдет сейчас, максимум – до осени или будет сидеть ооооочень долго», - просто поясняют источники. И с ними сложно не согласиться.
Однако, на вопрос о том, готова ли она написать прошение о помиловании - на чем якобы настаивает Янукович – отвечают по-прежнему негативно.
С «выкупом» ситуация несколько интереснее. «Выкупом», как известно, называется полтора миллиарда гривен, сумма ущерба, якобы причиненного Юлией Тимошенко «Нефтегазу».
– Очень хотите, чтоб она вышла? Пардон, но она денег должна. Хотите – можете сами заплатить, - непосредственно заявил когда-то Тот, Кто Принимает Решения самой Ангеле Меркель.
– Мы вообще-то не на базаре, а она – не корова, чтобы торговаться, - резко ответила та.
На этом их разговор закончился. И продолжен с тех пор так и не был.
Бытует мнение: сейчас условием освобождения – со стороны АП – является не только упомянутое личное прошение узницы, но и покрытие долга.
С другой стороны, наличие долга может служить отличной гарантией невозврата должницы в страну. Особенно, если прочие обвинения с нее снимет Европейский суд. Пожалуй, в подобной «страховке» АП заинтересована даже больше.
На сегодня, впрочем, более актуален иной вопрос: в каком качестве Тимошенко может быть отправлена в Германию?
Учитывая, что ЮВТ осуждена, еще два судебных процесса по ней – в разгаре и еще несколько дел ГПУ заблаговременно «заготовила» на «потом», одномоментно аннулировать все это невозможно. Значит, пребывать на лечении она может только как заключенная, а принимающая сторона обязана обеспечить соответствующие условия содержания. При этом Германия приговора Тимошенко де-факто не признает, значит содержать ее тут как заключенную алогично. Но и прав аннулировать приговор немцы тоже не имеют. Нелепая ситуация складывается.
Кроме того, покинув Украину, Юлия Владимировна рискует попасть под действие законодательной нормы, запрещающей баллотироваться человеку, не только имеющему судимость, но и не проживающему на территории страны пять лет. И если первый запрет обойти – приняв, скажем, новый Избирательный кодекс – можно, то второй обусловлен соответствующей нормой Конституции. А Конституцию поменять – дело не столь простое. Хотя, конечно, возможное. Тем более, по имеющейся информации, Венецианская комиссия уже подготовила для Украины соответствующие рекомендации.
По словам тех, кто активно сейчас общается с ЮВТ посредством переписки, настроена она решительно. Убеждена: ее личный рейтинг – «минимум 25%». На входе. То есть, простите, на выходе.
Скептически хмыкаете? Зря. Если добавить к объективно существующим сегодня 15-18%, пресловутый «скрытый резерв», благодаря которому «сердечные» всегда получали больше, чем прогнозировали социологи, на то и выходит.
Взять, хотя бы, октябрь 2012-го. Кто-то верил, что «скрытый резерв» для ОО сработает? Нет. Напротив, многие были убеждены: Кличко возьмет больше ОО. Ан, нет, не вышло. Так что тезис о 25 процентах не так уж не верен.
Следующий тезис от ЮВТ: если в 2015-м ей удастся участвовать в выборах, она их выиграет. Если не сможет – их выиграет Яценюк. Так образуется тандем Яценюк-Президент, Тимошенко-Премьер. Третьим у них – Тягнибок, который спикер. О Кличко – ни слова.
Все, кого подобная конфигурация устраивает, могут присоединяться.
Дележ шкуры неубитого медведя? Может, и так.
Блеф? Маловероятно, но полностью такой вариант отметать тоже нельзя. Впрочем, если и блеф, то весьма опасный. Сделав стопроцентную ставку на Арсения Петровича, Юлия Владимировна сама попадает от него в зависимость. Зачем, спрашивается, элитам утруждать себя договоренностями с Тимошенко, если можно сразу напрямую с Яценюком? Остальное, как говорят, додумайте сами…..
«Все умрут, а я останусь»
В близком окружении Виктора Януковича были только два человека, изначально настаивавшие: посадка Тимошенко - мера неправильная, вредная и опасная. Эти два человека: Александр Лавринович и Юрий Иванющенко.
Чем подобная принципиальность обернулась для Юрия Владимировича, LB.ua неизвестно, а вот Александру Владимировичу стоила нескольких месяцев резкого охлаждения отношений с первым лицом. Впрочем, в какой-то момент Тот, Кто Принимает Решения, сменил гнев на милость. По какой причине, ведомо ему одному.
Как уже доводилось писать: решения в этой стране принимает один человек, и чем он при этом руководствуется, никто кроме него самого сказать не может. Черный ящик. Так что и гадать не стоит.
Обратимся лучше к фактам.
Итак, решение об отставке Лавриновича, как было сказано, принималось гарантом еще два месяца тому. Конкретно – в конце апреля. Данную информацию LB.ua подтвердили сразу четыре, абсолютно независящие друг от друга, источника. Три из них – в близком окружении главы государства. Пояснить, почему "ссылку" откладывали целых два месяца, они, однако, не смогли. «Политика», - разводили руками.
Поскольку СНБО уже занято, на выбор Александру Владимировичу предложили три опции: ЦИК, КСУ, ВСЮ. Согласитесь, тому, на кого сильно прогневались и хотят наказать, такого выбора не предоставляют.
Лавринович благоразумно выбрал ВСЮ. Кстати, подоспел президентский законопроект об усилении независимости судей, благодаря которому назначение судей, причем сразу пожизненное, становится целиком прерогативой Президента, представления которому на кандидатов готовит ВСЮ. Случайно ли это совпало с кадровыми перестановками? Очевидно, что нет.
Таким образом, Виктор Янукович опять в дамках. Основной итог незначительных пертурбаций: позиции монарха еще больше усилились.
А) слухи о приходе в Минюст очередного «младореформатора» не подтвердились. Хотя вероятность подобная существовала.
Несколькими месяцами ранее главой Исполнительной службы чуть было не стал ... правильно, молодой донецкий банкир! Исполнительная служба, стоит ли пояснять, универсальный «отбойный молоток». Покруче даже, пожалуй, чем Налоговая милиция.
Однако, представление на "специалиста" Лавринович подписывать отказался. За него это сделал Азаров. Представление сейчас лежит в администрации.
Аналогичное представление, кстати, Александр Владимирович не подписал и на нового номинанта в свои первые замы. Им должен был стать... вуаля... еще один молодой донецкий банкир!
Тут Азаров вмешаться уже не смог, но гаранту с удовольствием наябедничал;
Б) все же: почему сейчас Минюст не отдали Семье?
Ведомство слишком важно для самого гаранта. Его руководителем должен быть человек, лично преданный Тому, Кто Принимает Решения. С этой точки зрения Лукаш – идеальный вариант. Не побоявшись защищать антигероя Майдана в Верховном Суде в 2004-м, придя затем в команду ПР, талантливый юрист, она всегда ориентировалась персонально на Лидера. Ее супруг, глава Внешней разведки Григорий Ильяшов – тоже. Двойная гарантия. Даже тройная, сестра Елены Татьяна – член ЦИК;
В) при этом профессионально Лукаш росла под началом Лавриновича (вспомнить, хотя бы, работу юридической группы по подготовке к перевыборам в 2007-м). Каких-либо серьезных пертурбаций при ней в Минюсте ожидать вряд ли стоит. А Минюст – это, между прочим, и та же Исполнительная служба, и тюрьмы, и регистрация политических партий. Много чего еще. Не говоря о визировании всех указов Кабмина;
Г) заменой Лавриновича на Лукаш весьма доволен Азаров;
Д) Лавринович в ВСЮ – мощный противовес Андрею Портнову. Который, превращая ВСЮ в монструозный орган, был полностью уверен, что «лепит» его таким «под себя», как инструмент личного пользования. Ан, нет. Президент оказался хитрее. И Лавринович - во главе ВСЮ - всем, кто думал иначе, быстро это докажет.
Хотя, конечно, сам Лавринович рокировку воспринял как ссылку. Почетную, но ссылку. Из которой, впрочем, всегда можно быстро «выпрыгнуть».
В финале одного из блестящих, тонких фильмов Валерии Гай-Германики главная героиня говорит фразу: «пошли вы на …, мама с папой. Все умрут, а я останусь». Так, вот, вокруг Януковича могут все умереть, может смениться двадцать пучков младореформаторов, но такие, как Клюев, Лавринович, Ларин – останутся. Более того, они и после Виктора Федоровича, скорее всего, останутся.
***
Так или иначе, после всех этих перестановок в близком чиновничьем окружении Виктора Федоровича не осталось никого, кто бы мог предложить способ "решения вопроса Тимошенко". Гневить монарха никому не хочется.
Сам монарх прекрасно понимает: свобода Тимошенко – обязательное условие Вильнюса.
Люди из его ближайшего не чиновничьего окружения уверяют: Виктор Федорович хочет в Европу. Очень хочет.
Готов ли ради этого пересилить свой экзистенциальный страх перед Тимошенко, выпустив ее на волю? Скорее да, чем нет, - допускают. Но явно не сейчас. Осенью. За недельку до немецких выборов, к примеру.
Не было бы слишком поздно…