Подводные мины
Что же в действительности произошло 22-го января на Софиевской площади?
Прорыв, «огромный шаг для всего человечества», как о том говорят«политологи»? Или – ритуальное действие, пиар-акция, примеров коей новейшая украинская политистория знает немало?
Однозначный ответ даст только время.
Важнейшим тестом на субъектность объединенной оппозиции станет ее неспособность противостоять намерению власти изменить закон о выборах незадолго до дня голосования. Наличие у Банковой таких планов не было секретом еще на этапе принятия документа. Вдобавок Арсений Яценюк их недавно засветил.
Если верить Арсению Петровичу, задача минимум - снизить барьер и легализовать снятие кандидатов с дистанции решением комиссий. Так, чтобы то, что сегодня называется «фальсификация», завтра превратилось в «законодательную норму».
В случае реализации данной конструкции, каких-либо дополнительных махинаций уже не потребуется – все будет по закону (без кавычек). А оппозиция окажется в дурацком положении – за базовую-то версию закона они голосовали! О чем регионалы – можно не сомневаться – не преминут упоминать всуе на каждом эфире.
Это, конечно, если меньшевики не смогут отстоять действующую редакцию закона.
В том числе, от посягательств Конституционного суда.
В ч.5 ст.52-й закона о выборах народных депутатов, сказано: желающие стать членом парламента могут пробовать свои силы в списке и на округе одновременно.
И хотя еще в 1998-м Конституционный суд признал данное положение незаконным, в нынешнюю редакцию документа ее все равно включили.
Зачем? Разумеется, для того,чтобы - поближе ко дню голосования – с помпой, через тот же КСУ, отменить.
Даст ли это формальную возможность парламенту вернуться к доработке закона о выборах? И да, и нет.
С одной стороны, прямо одно из другого не следует.
С другой, этому парламенту, при этой власти, не требуется каких-либо специальных предлогов для перекраивания законов. Да, и для Европы «отмазка» прекрасная: так, мол решили народные депутаты.
По логике АП, предпринятый незадолго до дня волеизъявления, подобный маневр должен серьезно попутать оппонентам карты.
Хотя, при ближайшем рассмотрении, обнаруживаем: пострадают от отмены данной нормы, не столько даже «сердечные» и «фронтовики», сколько – сами регионалы.
Теперь – два вопроса.
Первый: может ли кампания, проведенная по ныне актуальному - безо всяких изменений – закону, впоследствии быть признана недействительной, из-за наличия в документе упоминавшейся нормы?
Ответ: однозначно, нет. Ведь запрет КСУ совмещать несовместимое касается – внимание! – прежней версии закона «О выборах народных депутатов», в редакции, актуальной по состоянию на 1998-й год.
Второй: может ли кампания в принципе проводиться по актуальному – безо всяких изменений – закону?
Ответ: может, но для власти это неприемлемо. Как уже отмечала Наталья Приходько: после истории с выборами в селе Погребы, нач.штаба ПР Андрей Клюев будто бы уведомил соратников: при таком законе, не то,что необходимых «бело-голубым» 300 - 226 в будущей Раде, обеспечить не возьмется.
Пусть сукин сын, лишь бы не «регионал»
И у власти, и у оппозиции, задача на осень 2012-го одинакова: заполучить 226.
Для оппозиционеров это – залог выживания; шанс переломить ситуацию,восстановив систему сдержек и противовесов, посредством реконструкции полноценного института парламентаризма. Проще говоря – вернув парламенту роль одного из центров власти.
Разумеется, силами одних только списочников тут не обойтись – придется подключать мажоритарщиков. Соглашение об объединении усилий по мажоритарным округам, лидеры оппонирующих власти партий уже подписали. И хотя полностью, по всем 225 одномандатным округам, реализовать его вряд ли удастся, в частных беседах говорят искренне: «готовы подставить плечо любому, абсолютно любому кандидату, только б не от партий власти», «только б у них не было триста».«Абсолютно любому» - значит и «независимым» самовыдвиженцам. Причем даже без условий:
А) «привязки» к какой-либо из протестных сил на этапе кампании;
Б) присоединения к фракциям «Батькивщины», «Фронта», «Свободы» в парламенте.
Условие одно-единственное – поддержать кандидатуру непровластного спикера. А, там – пусть хоть в ПР вступают.
Какой резон?
Во-первых, наличие «своего» спикера надежно зафиксирует статус-кво протестных сил как реальных игроков – ведущих, а не ведомых (каковыми являются сегодня). Даже, если избравшее его большинство, на следующий же день рассыплется. Тут важен сам прецедент. Независимо от личности. Теоретически,«ставленником» меньшевиков мог бы стать приятный власти Николай Мартыненко, мог бы – неприятный власти Александр Турчинов, точно – не Арсений Яценюк, в спикерской шкуре уже побывавший и амбиции имеющий более масштабные.
Да, даже при крайне удачном для оппозиционеров раскладе, делегировать кого-либо в правительство,сменить глав НБУ-ГПУ-СБУ им будет довольно непросто. Куда проще - перетасовать состав КСУ (причины – дело«наживное»), затем – отменить закон, дарующий драконовские полномочия ВСЮ.Может ли следствием этого стать попытки восстановления прежнего конституционного строя? Вполне.
Во-вторых, чем больше кандидатов – хороших и разных (опять таки: непровластных), полагают меньшевики (хотя, дискуссия уместна), тем проще работать с членами комиссий, тем больше на участках наблюдателей. Чем боязливее члены комиссий и чем больше наблюдателей, тем меньше возможность массовой фальсификации.
Препятствие массовым фальсификациям – ключевая, на сегодня, технология подготовки оппозиционеров к кампании.
О собственном содержательном промотировании думать пока и не начинали. Уж какое там содержание, здравая альтернатива, если конфликт конструируется по линии: «белое» и «черное»? Почти как в 2004-м. Те же грабли. Пусть сукин сын, но свой сукин сын – лишь бы не «регионал». Сколько же отпетых негодяев, транжир, лодырей, сумасшедших самовлюбленных нарциссов проскользнет в седьмую Раду под этим прикрытием? Возникает стойкое ощущение дежавю, не правда ли? С ним – тают надежды на качественное обновление политэлит.
Оппозиционеры от подобных аргументов отмахиваются. Наиболее «здравый» контраргумент: «Юлия Владимировна говорит, что есть мы и есть они. Людям необходимо четко это донести».
Покамест убаюкивает рейтинги. У ПР, как известно, они стремительно падают, у «Батькивщины» энд Ко – растут.
Вот – данные социологической группы «Рейтинг» по городу Львову (опрос при участии 2400 респондентов проводился в конце прошлого года). Если бы парламентские состоялись в ближайшее воскресенье, «Батькивщине» б отдали свои голоса 20.7% львовян, «Свободе» - 17.1%, «Фронту перемен» - 16.1%.
При этом, единый оппозиционный кандидат от «Батькивщины», «Фронта» и «Свободы» может претендовать на целых 34% голосов горожан (еще 37% определятся в зависимости от фамилии претендента), от УДАРА и Гражданской позиции – 16%.
Для сравнения – аналогичные подсчеты по одному из крупных областных центров востока страны. Замер тут делался по заказу вероятных мажоритарщиков – для «ориентировки на местности» - репрезентативным, безусловно, не является. Тем не менее, цифры весьма показательны.
Так, любому (!) кандидату от объединенной оппозиции (опросы проводились без привязки к конкретным фамилиям) с ходу дают шесть процентов. Вдумайтесь: любому, лишь бы от оппозиции! И это – на входе в кампанию. При том, что рейтинг от одного до пяти процентов – каждый технолог подтвердит - наработать сложнее всего.
Все это, повторимся, еще не константа, но тенденция очевидна. Как очевидно и то,что «регионалам» уже сегодня следует хорошенько поразмыслить над «стратегией-2012». Как они намерены проводить кампанию, за счет чего выигрывать? Или сразу перенесут центральный штаб в Генпрокуратуру – чтоб работать было проще?
Повторение пройденного
Для власти наличие собственного большинства в Раде седьмого созыва – вопрос не менее принципиальный. Причем большинства не простого – в 226, а конституционного – в триста. В противном случае, нет смысла проводить выборы.Зачем, если ПР и в шестом созыве все устраивает?
Вообще, в понимании «регионалов» «хорошие выборы» – такие, при которых все риски сводятся к минимуму.
Правы те, кто говорит: в голове Президента нет сейчас слова «выборы». О 2012-м Виктор Федорович вообще не думает, его приоритет – 2015-й. И, с этой точки зрения, 2012-средство, 2015-й – цель. Парламент – инструмент воспроизводства себя во власти.
В буквальном смысле. Помните первый вариант «конституционной реформы» от Виктора Медведчука (образца лета 2003-го)? Ну, того, что предусматривало избрание главы президента в парламенте?
Велика вероятность, Виктор Федорович захочет к нему вернуться. Идея эта, чем дальше, тем больше, импонирует его окружению. На прямых выборах – и сейчас это вполне очевидно – избраться на второй срок ему будет весьма непросто. Еще сложнее –добиться легитимизации этой победы на Западе.
Психологически, для Виктора Федоровича по-прежнему важно быть рукоподаваемым в Брюсселе, Страсбурге, Вашингтоне. До недавнего времени, «веселый чемоданчик» одного из лидеров «регионалов», активно гулявший, как судачат недоброжелатели, в кулуарах главной европейской столицы, обеспечивал, в значительной степени, сей психологический комфорт Лидера.
Но, события последних месяцев – что несложно было спрогнозировать – гармонию нарушили. Заявление лидера фракции социал-демократов в Европарламенте, одного из главных лоббистов ПР в Старом Свете, австрийца Ханнеса Свободы о возможности расторжения партнерского соглашения его политсилы с ПР, стало для бело-голубых громом среди ясного неба. Столь тщательно выстраивавшаяся конструкция грозит рухнуть в любую минуту, все лоббистские усилия – обернуться прахом. Не удивлюсь, если первыми от «веселого чемоданчика» сейчас отмежуются поляки…
Ну, да ладно…
Времени до «часа Х» еще предостаточно. Как и козырей у ПР (КСУ – далеко не единственный). Способов превратить угрозу в возможность, возвыситься над ситуацией в целом и оппозицией в частности – тоже.
Ну, например, выпустить на поле «бешеную собаку». Так пренебрежительно сами регионалы называют сценарий «Луценко выходит на свободу, вклинивается в оппозиционную борьбу, тем самым множа на ноль Яценюка».
Дело Юрия Витальевича все равно развалится, здоровье он уже угробил, отсидеть успел порядочно, еще и тут добрую службу «сослужит»… Да, и Западу, опять таки, приятно.
Цинично, но логично.
Еще логичнее – вернуть в игру «собаку Баскервилей». Тимошенко, то бишь. Но это уже – многоходовка. Слишком сложно и заковыристо, рисков много. А риски, как мы помним, должны сводится к минимуму.