Власть (конкретно – Банковая) твердо убеждена: перевыборы – причем по стопроцентной мажоритарке – ей нужны. В ПР иного мнения. Но кто ж с этим ее мнением считается? В качестве компромисса партийцы предлагают открытые списки. Предлагая – аргументируют: это-де поможет привлечь голоса коммунистов и «вольных мажоритарщиков». О привлечении «Свободы» заботиться нужды нет – им досрочные выборы выгодны, как никому. Вот только как подобное «совпадение интересов» расценят коллеги по оппозиции и избиратели?
ОО выборы выгодны «на выходе» (с точки зрения ожидаемого результата) и категорически невыгодны «на входе» (с точки зрения дороговизны и организационных сложностей). Плюс, «на входе» возрастают «риски» по линии «Фронта», добрая половина депутатов которого – персонажи весьма сомнительные: не факт, их удастся повторно «трудоустроить» в ВР.
«Удар» – аналогично. Сила бренда «подхватит на крыло» медийных и харизматичных, но оставит в стороне «посланников» олигархов. Коих там немало, но которые – по счастливой для них случайности (Рада не успела проголосовать ни по одному резонансному закону – вроде закона о «трансфертных» ценах – который бы вынудил самоопределиться, сбросив маски) еще не «засветились».
Единственный, кому перетасовка парламента точно сулит больше плюсов, чем минусов, так это президент Виктор Федорович Янукович. Не потому, что новая Рада будет к нему лояльнее, нет. Но, в образовавшемся хаосе он останется единственным легитимным центром власти.
С чистого листа
Когда «Удар» только начинал блокирование, никто не относился к этому всерьез. Энтузиазм неофитов был вполне объясним. В отличие от старожилов, они не спали у трибуны под сенью искусственной новогодней елки,разряженной вместо гирлянд и шариков листами законопроекта «конституционной реформы» в декабре 2003-го; не пили ночью в подвальном буфете Рады коньяк из фаянсовых чашек под дерзкое «Кучму – геть!» (солировал Юрий Луценко) в апреле 2004-го. Для них подобные «спецэффекты» еще в новинку.
Потому-то коллеги из оппозиции над ними добродушно посмеивались, но присоединяться не торопились. Более того, ревниво вычитывали тех, кто ночевал в зале самовольно.
Другое дело – теперь, три недели спустя,отступать не только нелогично, но и позорно; а за «парадом присоединений» уже не видно самих зачинщиков действа.
Ввязываясь в драку, «ударовцы» не слишком представляли возможные последствия. Они этого, собственно, и не скрывают.
А последствий может быть несколько, все – весьма серьезные. От искоренения таки практики «кнопкодавства» до перевыборов всей Рады. (Хотя, и не факт, что оппозиции удастся записать «плоды победы» в список своих добрых дел).
Искоренять «кнопкодавство» необходимо не потому даже, что это – обман, профанация и проч. Но потому, что поможет существенно повысить уровень украинского парламентаризма, вывести парламент, как институцию в целом, на новый уровень.
Не сразу, но через созыв – точно. Те, для кого депутатство не является профессиональной деятельностью, но – формой самозащиты,элементом статусности, в следующий «призыв» просто не пойдут: «отдача» не сопоставима энергозатратам.
Арсений Яценюк: уголовный задел
Со стороны бело-голубых перевыборы сопровождаются единственным условием: внедрением стопроцентно мажоритарной системы. На Банковой почему-то посчитали, что власти это выгодно. В среде самой ПР придерживаются несколько иного мнения, потому – параллельно с соответствующим законопроектом – готовят еще один, о проведении выборов по открытым партийным спискам.
Непосредственной подготовкой занимается нардеп Владимир Олийнык (традиционный «спикер» ПР, «прославившийся» недавно разборками с родной сестрой, – С.К.). Один из первых результатов его труда – разработка механизма отзыва нерадивого депутата (чего ранее в Регламенте не наблюдалось, – С.К.).
Давая комментарий LB.ua Олийнык не скрывал: сам является сторонником открытых списков. Оно и понятно: партий в стране две сотни, и каждая из них имеет право состязаться за места под парламентским солнцем. Догадайтесь с трех раз: сколькие из них будут участвовать в гонке в качестве «технических»? А какие бонусы получит от этого ПР? Вот-вот.
Кроме того, открытые списки более приемлемы для партнеров ПР, коммунистов. Умудрившись не провести в Раду ни одного (!) депутата-одномандатника (Оксана Калетник, баллотировавшаяся как самовыдвиженец, не в счет), коммунистам нечего рассчитывать на успех по мажоритарке.
Еще один «фактор риска»: «вольные мажоритарщики», примкнувшие к ПР сразу, после вхождения в Раду. Очень быстро, однако, уразумевшие опрометчивость подобного поступка, но успевшие – на этапе распределения комитетов – даже немного побунтовать. Требовали – вдумайтесь только – даже не выставить на обсуждение кандидатуры глав комитетов, но хотя бы предоставить списки «номинантов»! Неслыханная наглость! Это вместо того, чтобы молча и покорно поднимать руку «за» «вслепую».
После нового года эти люди намеревались создать внутри фракции нечто вроде маленькой своей группы и всячески «качать права».
Прецедент «Балоги и Домбровского» такое желание у них отбил. По крайне мере, на какое-то время.
Соответственно, за «техническую сторону» вопроса – принятие тематического закона и внесение правок в госбюджет – «большевики» могут не волноваться. Голосов у них хватит. И лучше рискнуть, чем… обнулить риски привлечения – когда-нибудь в будущем – Арсения Яценюка к уголовной ответственности.
«В 2007-м Сеня откровенно нарушил закон. Как спикер, он не имел права самолично перекидывать бюджетные деньги на «сенсорную кнопку». Очевидно, что привлечь его за это можно в любой момент. Почему до сих пор не привлекли, непонятно. Видимо, держат на крючке просто. Но если мы сейчас согласимся с «сенсорной кнопкой – в том или ином виде – легализуем, тем самым, его нарушение. Значит, делать этого никак нельзя», - аргументируют лидеры ПР не «под диктофон».
«Между прочим, у нас с прогульщиками проблем нет. Так, в день открытия сессии в зале собралось 204 из наших 208 депутатов. Но нам не дали даже это продемонстрировать», - возмущаются «регионалы».
Конечно, ввязываться в новые выборы через четыре месяца после завершения изнуряющей плановой кампании не очень-то хочется. Тем более – тратить на это немалые деньги. Так размышляют – тихонько ропща на партийных вождей – в ПР.
Но на Банковой придерживаются иного мнения.
Перезапуск Рады – чудесная возможность для Президента:
а) перехватить инициативу оппозиции, самому – подняться над процессом (нечто подобное провернул Ющенко в 2007-м, и даже для него, Ющенко, это сработало для укрепления рейтинга);
б) избавиться от непрогнозируемого парламента (уже сегодня понятно: сговорчивость и покорность – не есть отличительными признаками этой Рады);
в) конвертировать, пока еще не поздно, нынешний свой высокий рейтинг в бонусы второго президентского срока;
г) ну, а траты не страшны. Напротив, с финансовой точки зрения Банковой светят лишь «выгоды».
Вот почему по линии Президент-партия возникает некоторое напряжение. Что, конечно, чрезвычайно выгодно другим группам влияния в среде «бело-голубых». В частности, «Семье», видный представитель которой, Сергей Арбузов, стремящийся закрепиться в статус-кво «смотрящего за парламентом», и является автором затеи со стопроцентной мажоритаркой. Затеи, столь же безумно-авантюрной, сколь его попытки добыть денег для страны у американских лоббистов, etc.
Серьезным разломом это напряжение, конечно, вряд ли обернется, но могло бы стать для Виктора Федоровича прекрасным поводом наконец решить свой «партийный вопрос». Рано или поздно, ему это делать все равно придется. Тем более, мысли на тему «зачем мне партия, если она даже выиграть выборы не способна», уже возникали.
Николаевского и одесского «Беркута» на все участки не хватит
Почему же «мажоритарка» рискована для власти?
Вспомним о «протестной волне», накрывшей 28-го октября Киев, где из 14 округов ни один (!) – несмотря на объемы «вбуханных» админресурса и средств – не достался «регионалам». Забыли о скрытых протестах, лихорадивших участки в день 28-го октября, когда на первое место внезапно выходили не те, кто уверено лидировал по ходу кампании, но те, кому абсолютно все опросы давали третье, а то и четвертое место. Так было в Луганске, Одессе, Николаеве, Виннице, Кировограде, на Западной Украине... Перечень можно продолжать.
Уже доводилось писать: социология на этих выборах не сработала. Что признали ведущие ее мэтры. Так называемое «з.о.» – те, кто затруднялись ответить на вопрос о своих политических предпочтениях – в предыдущие кампании обычно составляло до 10 процентов активного электората. Еще 3-7 процента – «противсіхи».
В 2012-м «противсіхів» не было, а «з.о.» измерялось – в зависимости от региона – от 30 до 50 процентов. 28-го октября «з.о.» распределилось не приблизительно поровну между главными фаворитами (как всегда происходило прежде), но полностью отошло оппозиционерам всех мастей.
Вплоть до того, что люди непосредственно на участке находили протестного кандидата и – не запомнив толком даже имени – голосовали за него. Лишь бы не за власть.
За истекшие четыре месяца ситуация не поменялась. Согласно последним замерам, сегодня «з.о» достигает целых 50%. Из них 12% – «противсіхи».
Но даже если вернуть в избирательный закон строчку «против всех» (что намерены сделать законотворцы, – С.К.), угрозы это не устранит. Избиратель, почти наверняка, жестоко их «бортанет». В ответ – сотня «первомайсков». Но николаевского и одесского «Беркута» на все участки, знаете ли, не хватит.
Тем более, тут уже включится «международный» фактор, с которым тоже не все ладно.
Но в АП расставляют иные акценты:
а) процесс «согласования» кандидатов, что во власти, что в оппозиции, будет еще сложнее и проблемнее, чем в прошлый раз. Фигуранты между собой наверняка отчаянно перегрызутся. А это – еще один шаг к зачистке политического поля страны;
б) большую часть «своих» штыков, которые олигархи «упаковали» в разнообразные списки, по мажоритарке провести не удастся. Значит, следующая Рада не станет базой представительства интересов разнообразных идеологических групп; не станет рассадником политической «смуты», но вновь будет тиха и покорна, как прежняя;
в) если ситуация двинет по непрогнозируемому сценарию, страна может остаться и вовсе без парламента. Во всяком случае – на какое-то время. И тогда единоличным центром власти станет кто…? Правильно?
Народ взбунтуется, говорите? Нет, не взбунтуется. Несмотря ни на что, рейтинг Президента все еще довольно высок. Меньше чем в 22-24 процента эксперты его не оценивают, а лизоблюды и до «выше тридцати» доходят. Глупо, знаете ли, этим не пользоваться;
г) уже потом, когда восьмой парламент таки будет укомплектован, Президент получит еще один формальный повод переформатирования Кабмина. Предварительно «взвалив» груз ответственности на прежний состав, заодно – зачистив «младореформаторов». Новые лица, старые обещания. И все это – уже впритык к президентским выборам.
Хотя зачем, спрашивается, при таких обстоятельствах выборы?