Заявление это выглядит более чем странно с точки зрения требований самого ЕС, постоянно напоминающего о необходимости разрешить вопросы, связанные с избирательным правосудием, репрессиями против политических противников и свободных СМИ. Но, предположим, Янукович действительно решил создать привлекательную для Запада декорацию честных выборов, чтобы потом сказать европейцам – вот видите, мы никому не мешали, а народ все равно проголосовал за нас.
Первое, что нужно было бы в этой ситуации сделать – это перестать привлекать внимание к личности Юлии Тимошенко.
Бывший премьер-министр находится на лечении в больнице, даже не в колонии, присутствует исключительно на плакатах объединенной оппозиции – казалось бы, борьбу можно вести с ее еще не посаженными соратниками. И уж точно не нужно обращать на ее ситуацию дополнительное внимание европейцев и американцев, постоянно напоминающих украинским властям о необходимости освободить оппозиционного лидера. Но где уж там! Страх перед Тимошенко у Януковича и его окружения, похоже, перешел на инстинктивный, иррациональный уровень.
Потому что ничем, кроме как иррациональностью не возможно объяснить новую кампанию по дискредитации бывшей противницы Виктора Януковича на посту главы государства. Судя по всему, в Межигорье свято верят, что только дискредитировав Тимошенко, можно маргинализовать оппозицию.
Между тем, это далеко уже не так. Во-первых, потому что популярность оппозиции сегодня зиждится не на авторитете и популярности Тимошенко и предложениях самих оппозиционных сил, а на отвращении, испытываемом избирателем к Партии регионов и ее сателлитам. В этом смысле избранный в качестве главного лозунга и присутствующий практически на всех билбордах «Мы их остановим!» является совершенно точной констатацией избирательских настроений. Отнюдь не каждый избиратель – потомственный сторонник БЮТ. Есть и избиратель, который голосует за оппозицию, потому что ждет от нее окончания криминализации власти и маргинализации самого Украинского государства – при том, что он может быть отнюдь не в восторге от самой Тимошенко и других оппозиционных политиков. Причем рискну предположить, что накануне выборов таких людей среди сторонников оппозиции будет большинство.
Я не исключаю возможности нового Майдана в Украине, если будет официально признана победа Партии регионов на этих парламентских выборах
— Арсений Яценюк, председатель Объединенной оппозиции
Во-вторых, любой предвыборный вброс информации не воспринимается всерьез именно потому, что приходится на самый жаркий политический сезон в году. Власть могла бы играть в свои пропагандистские игры против Юлии Тимошенко после выборов, если бы те были признаны наблюдателями чесными. А так ситуация выглядит уж совсем неприлично. И все вкупе – с историей вокруг TBi, с засильем провластной пропаганды на ведущих телеканалах и прочими грациозными действиями власти, выглядит заурядной прелюдией к фальсификации выборов – и больше ничем. Потому что люди, которые хотят победить честно, ведут себя совершенно иначе. Об этом свидетельствует любой учебник по криминалистике, объясняющий, какие действия обычно предпринимает злоумышленник, готовящийся к совершению преступления. И власть – чтобы там ни рассказывал Виктор Янукович европейцам – и в их, и в наших глазах выглядит именно как такой злоумышленник.