Фальсифицировать бюллетени власти неразумно, проще - протоколы
В 2012-м, как и в 2002-м, на парламентских сражаются две основные, оппонирующие друг другу силы. Тогда сошлись «За Единую Украину!» и «Наша Украина», сегодня – ПР и Объединенная оппозиция. У каждой из сторон – свои сателлитарные проекты, призванные помочь в деле формирования большинства. У власти, разумеется, потенциальных союзников больше, и они более «ручные», чем у оппозиции. Однако, их парламентские перспективы напрямую зависят от того, хватит ли голосов для самой партии власти.
Если хватит и собственный результат ПР удовлетворит ее лидеров (в чем сейчас возникают огромные сомнения, но об этом о ниже), голосами им «помогут». Нет – не помогут.
Итак, в 2002-м в качестве «братьев меньших» «За Единую Украину!» рассматривались: «Женщины за будущее», Аграрная партия, «Зеленые» и «Команда озимого поколения» (эсдеки – само собой, но с ними – отдельная история). Последний проект – наиболее масштабный и дорогостоящий. Набравший, несмотря на громадные инвестиции, всего два процента голосов («Жінки» - тоже 2%, Зеленые – вообще 1.30%). Может, набрали бы больше, да сама «За ЕдУ!» пришла к финишу со скромным 12% результатом.
Стоит отметить, в 2002-м кампания проводилась «на фоне» дела Гонгадзе, в 2012-м – на фоне дела Тимошенко и Луценко. Тогда «негласный надзор» за ее ходом осуществлял Виктор Медведчук, сейчас – Андрей Клюев.
В 2012-м нишу «Озимых» заняла Наталья Королевская. Проекты – подходы, лозунги, тактика – похожи настолько, что впору признать их калькой. Та же красивая внешняя «обертка» и та же – по сути – «пустая форма». Та же попытка спрятать за «парадной витриной» первой пятерки беззвучные фамилии малоизвестных даже в узких кругах ставленников большого бизнеса.
5%-барьер преодолели бы ПР, которую поддержали 22,3% опрошенных, "Батьківщина" - 20%, "УДАР" - 9,6% и КПУ - 6,7%.Остальные потенциальные участники выборов набрали бы менее 5% голосов избирателей, в частности за партию "Украина - Вперед!" намерены проголосовать 3,4% избирателей, "Всеукраинское объединение "Свобода" - 3,1%, "Нашу Украину" - 0,6%. 17,1% опрошенных затруднились ответить. Не принимали бы участия в голосовании 13,9% респондентов.
— Исследование фонда "Демократические инициативы" и Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова
Неудивительно, рейтинг замер на так называемой «площадке текучести» - грани не/прохождения в ВР.
Важно понимать: симпатия, выражаемая участниками соцопросов, не есть еще самоопределение. Момент самоопределения наступает непосредственно в кабинке для волеизъявления. Наступает одновременно с получением честного ответа на вопрос: «а что лично мне сулит депутатство этой «маленькой Тимошенко» и ее друзей?». Поэтому, если только по Донецкой области Наталья Юрьевна – в соответствии с обещаниями своего основного спонсора – рассчитывает на пять процентов, то по стране в целом – с учетом всех вышеперечисленных нюансов, да дополнительных рисков – получаются те же сакраментальные 2%.
Тем более, итоговые результаты определяться будут не правильными бюллетенями, но правильными протоколами, далее – выводами ЦИК. Это, кстати, одно из ноу-хау этой кампании.
Тасовать бюллетени, при нынешних-то возможностях власти – все равно, что тырить по карманам мелочь, когда украсть можно целый кошелек. А за ЦИК и протоколы у нас отвечает кто? Не Андрей ли Петрович Клюев? То-то. У него – свои задачи.
Про «покращення» и «папередников»
Идем дальше. Теперь – динамика рейтингов ключевых политсил.
Еще весной у ПР эта самая динамика была позитивной. О чем – на тот момент – убедительно свидетельствовала как открытая социология (Группа Рейтинг: февраль – 18%, май – 22%), так и закрытая (не только штабная). Позитивных для ПР факторов было несколько:
- вливание средств в инфраструктуры, так называемые «видимые результаты» (когда и как эта инфраструктура создавалась, кто именно прилагал к этому усилия, а кто – приписал себе заслуги, иной вопрос);
- позитивные ожидания, связанные с обнародованием «социальных инициатив» Януковича (по сути ничем не отличающихся от аналогичных инициатив Тимошенко, так истово критикуемых регионалами);
- нежелание избирателей, поставивших в 2010-м на Януковича, признать собственную неправоту. Отсюда – поиск «отмазок» в духе: «прошло совсем немного времени. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается, им еще нужно дать шанс проявить себя);
- упорство юго-востока: «да, они, может, и столь эффективны, но где альтернатива»?
На сегодня ситуация изменилась – не просто нет позитивной динамики, но наметилась даже негативная (к снижению, то есть, рейтингов). Есть основания полагать – ближе к 28-му октября ситуация для ПР еще ухудшится. Значительно ухудшится. По причинам вполне объективным: неурожай, неизбежная инфляция, колебания гривны и т.д.
Так, нынешний год выдался одним из самых неурожайных за последнюю пятилетку. От летнего зноя и засух особо пострадали юг и восток – территории компактного проживания ядерного электората бело-голубых. На востоке – сравнительно с прошлым годом – урожайность прогнозируется меньше в четыре-пять раз, в Крыму – в три раза.
При этом особо интенсивных мер для спасения ситуации правительство пока не предпринимает. Аграриев банки не кредитуют, господдержка хозяйствам центральных регионов не оказывается. Осенью неизбежно не просто подорожание основных продуктов минимум на четверть (!), возможен даже дефицит некоторых из них. Собственно, сегодня цены медленно, но верно, уже поползли вверх.
А «зомбоящик» - устами Интера и Первого национального, имеющих наибольшее покрытие по стране – продолжает вещать про «покращення». Ничего, кроме озлобленности у населения это не вызывает.
Тем более, свежа еще память о 2008-м: кризис бушевал уже вовсю и каждый – от олигарха до заводского токаря – ощущал это на собственном кармане, а в КМУ по-прежнему ничего «не замечали».
В 2012-м ситуация повторяется с устрашающей точностью. Ключевой вопрос остается один: сумеет ли власть удержать гривну от обрушения до выборов и насколько сильно обвалится она после. Дополнительный «подвопрос» - это уже для «гурманов» - кто на сей раз заработает на разнице курсов).
Логично, при таких обстоятельствах снижение котировок электоральных акций ПР неизбежно. Равно – повышение КПУ и «Удара».
«Удара» - как единственной «новой альтернативы». Пусть даже весьма относительной, поскольку – при ближайшем рассмотрении – выясняется: «Удар» мало чем отличается от «пустой формы» «Украины вперед». Просто он чуть больше раскручен в позитиве.
Ну, а «копилку» КПУ по-прежнему пополняют избиратели старшего поколения, также – разочаровавшиеся в ПР. Саму ПР сие вполне устраивает – в получении голосов коммунистов в седьмой Раде, бело-голубые не сомневаются.
Настораживает иное: не обнаруживают позитивной динамики рейтинги оппозиции. В частности – на юго-востоке.
Во многом, потому, что юго-восток – с легкой руки Юлии Тимошенко, некогда объявившей его «пропащим» - меньшевики считают пустой «тратой времени». Что увеличивает, опять таки, «бонусы» «Удара».
Горизонтальные связи
Бои на мажоритарных округах тоже весьма напоминают маневры образца 2002-го. Особенно там, где на территории распространяется влияние крупных киевских игроков. Игроков условно «провластных» - получивших, в обмен на показной коллаборационизм, право блюсти собственные интересы. Яркие примеры – Петр Порошенко, Виктор Балога, даже Ринат Ахметов и Виктор Пинчук.
Как и в 2002-м, олигархи стараются выстроить с властью собственную горизонтальную коммуникацию. Порошенко и Балога в нее даже вхожи, что – с одной стороны – сужает пространство для собственного маневра, с другой – сулит относительный покой на округах. У Порошенко в Винницкой области четыре основных округа и два – «вспомогательных». Весьма недурно.
Парламентское большинство влияет на формирование всех органов власти, в том числе – прокуратуры, юстиции и т.д. Главные задачи оппозиции – добиться отстранения правящего режима; освобождения Тимошенко, Луценко, других несправедливо осужденных политзаключенных; возвращения страны на демократическую стезю развития. Реализовать их без наличия собственных 226 и более голосов в Раде практически невозможно.
— Владимир Филенко
Характерная особенность – крупные игроки провластного толка (которые, тем не менее, всегда «себе на уме») выстраивают собсвтенные горизонтальные коммуникации с властью. Выстраивая – получают «добро» работать сразу на нескольких округах. Как самостоятельно, так и продвигая там своих людей.
И даже губернатор Джига выступает на празднике по случаю открытия новой фабрики Петра Алексеевича на фоне портрета самого Петра Алексеевича. Не Виктора Федоровича Януковича и даже не Николая Яновича Азарова! Это все равно, как если бы ахметовский губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий толкал бы речь на митинге по случаю Дня шахтера на фоне портрета Королевской.
Пять округов из шести в Закарпатской области – «вотчина» Виктора Балоги. По одному из них он баллотируется сам, по второму – его брат Иван, по третьему – кум и сосед Василий Петевка.
Соня Кошкина: Зачем нам Украина?
Ринат Ахметов и Виктор Пинчук лично в кампании не участвуют, их актив – списки. У Ахметова – добрая половин проходной части ПР и весь проект «Королевской». Плюс – «мажоритарка» Донецкой и Днепропетровской областей. У Пинчука – несколько человек в списке ПР и надежда еще одного-двух провести через округа в родной Днепропетровщине.
Таким образом, суммарное представительство крупного капитала в седьмом парламенте будет немаленьким. Отдельные отрасли, как то – металлургическая, химическая и т.д. – даже сформируют свои лобби. Повлияет ли это на расклад сил на Печерских холмах в целом? В 2002-м – повлияло. Тектонические сдвиги в украинской политике всегда осуществлялись, как известно, силами элит, а вовсе не народных масс.
В 2012-м многое зависит от позиции Президента Януковича. Если воспользуется подвернувшейся возможностью восстановить (хотя б частично) систему сдержек и противовесов, посредством новоизбранного парламента; если не начнет – в процессе традиционных поствыборных кадровых перестановок – всеми возможными способами далее продвигать «Семью», это и ему самому даст шанс воспроизвестись во власти в 2015-м году. Нет – ускорит процесс «свободного падения».