Третьего августа пресс-служба Киевской городской прокуратуры распространила заявление, согласно которому уголовное дело, возбужденное по фактам якобы преступной деятельности сотрудников сайта LB.ua, будто бы прекращено.
В заявлении, правда, отсутствовали реквизиты: номер самого дела, дата и основания его закрытия.
До сегодняшнего дня, ни сотрудники редакции LB.ua, ни наши адвокаты не располагают данной информацией.
При том, что еще шестого августа руководство Киевского института проблем управления имени Горшенина, в структуру которого входит LB.ua, обратилось в Киевскую прокуратуру с просьбой предоставить постановление о закрытии дела. Обратились, резонно считая себя стороной процесса.
Оказалось, однако, что у столичной прокуратуры - собственное толкование законов Украины. Выяснилось, что в деле «существует» лишь одна сторона – потерпевший. Которому единственному положено постановление (впрочем, Владимир Ландик, насколько нам известно, его покамест тоже не получил).
Ежегодно в стране возбуждается сотни тысяч фактовых дел, по которым проходят журналисты, бизнесмены, рядовые граждане. Ввиду этого, хочется спросить всех наших читателей-юристов: значит ли, что отныне все фигуранты фактовых дел (в том числе – мы) имеют лишь одно право – быть подозреваемыми и обвиняемыми? И как это соотносится с Конституцией, установленным – для всех украинцев – правом на защиту, на информацию?
В получении нашего постановления проявили инициативу и народные депутаты - от власти и от оппозиции – у которых, в отличие от простых смертных, прав несколько больше. В частности – право на запросы.
Но даже перед нардепами киевская прокуратура осталась непреклонна.
О мотивах, руководящих этими «толкователями и применителями» права можно лишь догадываться.
Очевидно, что решение о прекращении дел против нас и телеканала TVi было политическим.
Совершенно понятно, что к обстоятельствам возбуждения нашего дела юридических вопросов куда больше, чем к обстоятельствам прекращения. И что те, кто наломал дров, затеяв атаку на независимые СМИ, теперь пытается замести следы, спрятать концы в воду (официального постановления о прекращении своего дела Николай Княжицкий, насколько нам известно, также до сих пор не получил).
Но нам от всего этого не легче. И мы еще раз публично требуем у Киевской прокуратуры официального ответа на вопрос: когда и на каком основании уголовное дело против LB.ua было закрыто.
Сведения, указанные в письме на имя Виктора Уколова таковыми не являются. Поскольку формула «прекращено по результатам досудебного следствия» попросту отсутствует в УПК!
Кроме того, нашим правом является признать или обжаловать основание, по которому дело было прекращено. Согласно заключениям украинских и европейских юристов, ряда экспертов – в действиях сотрудников LB.ua отсутствовал состав преступления. Значит, не было и оснований для возбуждения дела.
Но для того, чтобы четко сформулировать свою позицию по данному вопросу, нам необходима официальная информация, получения которой мы добиваемся.
Ясности ждет коллектив редакции. Ясности ждут наши читатели. В ясности, как нам кажется, заинтересованы те, кто принимал политическое решение о прекращении наезда.
Сегодня конфликт продолжается теми, кто его затеял. То есть, организаторами травли. Которые, разумеется, не могут смириться с тем, что не сумели реализовать свой замысел. Эти люди по-прежнему веруют в собственную вседозволенность и безнаказанность.
Наблюдая за тем, как развиваются события в истории с телеканалом TVi, пострадавшим одновременно с нами, мы не исключаем, что где-то зреют варианты сценариев реванша, новых уголовных дел. Тем важнее и актуальнее для нас юридическая ясность в данном вопросе.