ГлавнаяПолитика

ТВ: О единой независимой церкви в Украине и теории «русского мира»

Политики пытались разграничить религию и власть.

ТВ: О единой независимой церкви в Украине и теории «русского мира»
Фото: westua.net

В пятницу Савик Шустер посвятил все эфирное время своей программы обсуждению темы религии. Вопрос необходимости единой независимой церкви в Украине был ключевым на протяжении всего ток-шоу «ШустерLive».

На публичную дискуссию пришли представители трех основных религиозных направлений в Украине – Святейший Патриарх Филарет (УПЦ КП), Георгий Коваленко (глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП), Алекса Петрив (руководитель департамента внешних связейУГКЦ), а также известные украинские политики и общественные деятели.

С самого начала гости начали апеллировать к христианским ценностям и заповедям Господним, выражая, впрочем, похожие мнения, что мы должны жить в любви и мире, а политику не смешивать с делами религиозными.

«Сейчас у нас людине исполняют 90% заповедей. Поэтому очень важно, чтобы заповеди вошли в нашу общественную жизнь», - заявил представитель УПЦ МП Георгий Коваленко.

Затем ведущий предложил выслушать мнение представителя российской церкви, главы синодального отдела по отношениям церкви и обществаВсеволода Чаплина

.

«Самый большой грех, когда человек одевает рясу, а в Бога не верит», - прокомментировал цитату Чаплина Тарас Чорновил.

Алекса Петрив также выразил свое мнение по поводу высказывания Чаплина, отметив, что такие заявления уже имеют характеристику вмешательства политики в церковь. Он также ответил на вопрос Шустера о том, как же можно призывать общество к вечным ценностям, если больше половины его живет за чертой бедности.

«К людям в нужде легче обращаться, чем к тем, сердца которых заплыли жиром», - отметил представитель УГКЦ.

«В Киеве должна быть независимая автокефальная поместная церковь», - выразил свое мнение по поводу религии «нашоукраинец» Вячеслав Кириленко.

Не обошлось на программе и без пылких дискуссий. На этот раз масла в огонь подлил коммунист Александр Голубь, который начал говорить о том, что УПЦ КП в мире не признают, и что он тоже придерживается этого мнения. Высказывания Голубя провоцировали оппонентов на критику на протяжении всей программы.

В свою защиту Филарет заявил о легитимности и значимости своего избрания.«Меня выбрала церковь, а это 14,5 млн человек, которые поддерживают Киевский патриархат. Поэтому его существование не зависит от Вас (Александра Голубя). УПЦ КП существовала и будет существовать. Более того, будет существовать одна православная церковь, потому что Украина независима, и в этом ее сила», - заявил глава УПЦ КП.

Кириленко назвал коммунистов политическими импотентами и предложил убрать их из политики вообще.

Социолог Андрей Ермолаев поставил под сомнение целесообразность существования единой православной церкви, подчеркнув важность развития межрелигиозного диалога, который приведет к более эффективным решениям.

«Я предлагаю двигаться путем разнообразия. Может, принадлежность к разным церквям –это богатство Украины?!», - отметил Ермолаев.

«То, что единственная православная церковь разделена – это недостаток Украины, потому что разделено все украинское общество. Мы настаиваем на создании единой православной церкви, которая будет служить построению единого государства», - заявил Патриарх Филарет.

Он также подчеркнул, что украинская церковь будет признана, потому что она большая, вторая по количеству прихожан после России, и обвинил Москву в том, что она не идет на религиозный диалог. При этом Филарет все же выразил уверенность, что им удастся объединиться с московской церковью.

Георгий Коваленко отметил: «Церковь не должна обслуживать интересы государства, она должна вести народ к Богу».

Дмитрий Корчинский назвал УПЦ МП политическим институтом.

Политолог Вадим Карасев сказал, что единая церковь – это идеал. «Если же говорить практически, то сегодня единую церковь можно создать на базе УПЦ МП, но там сейчас процветает мракобесье», - подчеркнул Карасев.

Мирослав Попович заявил, что церковь не была и не может быть отделена от политики. «Речь идет о разъединении религии и государства, поскольку государство – это принуждение. Что касаетсяинициативы «Першегрудня», то этот толчок дали религиозные силы, чтобы предупредить разложение морали в обществе», - выразил свое мнение философ.

Андрей Ермолаев отметил, что советское общество было моральным, но оно рухнуло, и у нас не существует позитивных примеров, поскольку они еще не сформировались.

Коваленко заявил, что сейчас каждая партия хочет иметь свою «карманную церковь».

«Во всем мире идет борьба церкви за модернизацию. Церковь должна стать лидером общественного мнения», - предложил Вячеслав Кириленко.

Зашла также речь о поданном в Верховную Раду коммунистами законопроекте, согласно которому владения Киево-Печерской лавры могут быть приватизированы.

Александр Голубь отклонил эти обвинения, заявив, что его не так поняли.

После перерыва Савик Шустер решил поговорить о таком понятии как «русский мир».

Ведущий предложил гостям ответить на вопрос, принадлежит ли Украина к так называемому «русскому миру»?

«Нужно не обсуждать вопрос, принадлежит ли Украина к «русскому миру», а выяснить, какова цель этого «русского мира». А цель одна – создать новую империю. Эта идея нам абсолютно не подходит», - выразил свое мнения Филарет.

Представитель УПЦ МП Георгий Коваленко отметил: «У нас должна быть своя концепция. Возможно, в Москве тоже имеют собственную концепцию. Но нам ближе Русь, ведь отсюда все начиналось».

Виктор Еленский напомнил слова патриарха Кирилла, что идею «русского мира» создали для противостояния Западу.

«Термин «русский мир» возник в 20-х гг. прошлого столетия, он охватывает империю, и это четко понимали создатели этой концепции. Тот «русский мир» тесно связан с восточной деспотией, «татарщиной», - заявил Мирослав Попович.

Чорновил отметил: «Русский мир» – это армия, война с теми, кто имеет другое мнение. Дело не только в православии и русском языке. Это вопрос империи, самодержавия. Нам навязывают идею политической имперской доктрины».

Прокомментировал идею «русского мира» и Дмитрий Корчинский.

Вячеслав Кириленко же считает, что «русского мира» бояться не стоит, поскольку это вопрос скорее прошлого, а наша нацеленность на Европу уже решена.

Среди гостей прозвучала также мысль, что христианская идея не сможет объединить украинцев, а церковь – это партия, социально-политический институт.

Патриарх Филарет возразил против разделения Бога и церкви, поскольку «главой церкви и есть Бог». По его мнению, христианство может объединить Украину на основании справедливости, национального чувства, языка и правды.

«Должна быть украинофилия без русофобий и русофилия без украинофобий», - сделал выводыГеоргий Коваленко.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram