«Когда Женя выступала на съезде ЕНП – ей аплодировали стоя»
Выборы – удовольствие не из дешевых. В 2012-м, следует полагать, оппозиционные мажоритарщики вынуждены будут рассчитывать исключительно на собственный карман?
Власть отработала детальные технологии уничтожения экономических структур, поддерживающих оппозицию. Поэтому – в плане финансирования – мажоритарщикам действительно придется рассчитывать лишь на себя. Но кандидатам от оппозиции и нет необходимости конкурировать с властью в подкупе избирателей. Их аргументы - не гречка и консервы. Мы им даем более действенный капитал – политический и мощную организационную поддержку.
Сколько округов вы планируете «накрыть» и по скольким имеете относительно реальные шансы на успех?
Кандидатов объединенная оппозиция должна выдвинуть на все 225 округов. Победить рассчитываем не менее чем на половине из них.
Вряд ли Юлия Владимировна сможет лично поучаствовать в кампании. Очевидно, на съезде придется решить вопрос с ее временной заменой.
Лидер нашей партии бессменен. Было бы аморально и глупо, я бы даже сказал – безумно, пытаться ее на кого-нибудь менять.
Хорошо, давайте так: кого вы видите первым номером списка?
Это будет решать съезд, но не мартовский – сейчас перед нами стоят другие задачи, а летний – перед началом кампании, как того требует закон.
Еще раз скажу: мы верим и все делаем для того, чтобы «Батькивщину» на парламентских выборах возглавляла Юлия Тимошенко.
Понятно, что вам хотелось бы, но как вы себе это представляете? Будьте реалистами!
Кроме воли человеческой, еще есть воля Божья… Ситуация в стране, тем более в такой, как Украина, может измениться в считанные дни.
Ладно, идем дальше. Насколько мне известно, лично вы – сторонник того, чтобы политической деятельностью начала заниматься Евгения Тимошенко.
Женю я знаю с детства, когда она в школе еще училась, и могу сказать, что это очень мужественный и ответственный человек. У них все женщины в роду такие – и сама Юлия Владимировна, и ее мама, и, вот, Женя…
Я хорошо помню 2001-й: мама – в тюрьме, папа – в тюрьме, Женя – тогда еще совсем молоденькая девушка, не хныкала, не причитала, а четко выполняла все, что в такой ситуации необходимо: от организации передач до моральной поддержки своих родителей.
И сегодня Женя очень сильно нам помогает. Отлично зная английский, она имеет широкие коммуникационные возможности, прежде всего – за пределами страны. Когда Женя выступала на съезде ЕНП – ей аплодировали стоя.
Я уже не говорю о том, что регулярно навещая маму, Женя сама является эффективным коммуникатором. Поэтому, хочет она того или нет, фактически политикой уже занимается. Прежде всего – представляя нашу политсилу на Западе. Тут – тот случай, когда все происходит само по себе, без искусственных придумок.
Ответ вполне исчерпывающий. Лидерство Жени Тимошенко в списке – отличный способ партийной бюрократии перебрать фактическую власть в свои руки. Юлия Владимировна, в такой ситуации, не сможет слишком сопротивляться, ввиду нежелания ставить под удар дочь.
Первое – сама Женя никогда идти в политику не собиралась; делать то, что она делает сегодня, ее вынудили обстоятельства.
Второе, вопрос со списком мы уже, кажется, обсудили. Лидерство тут возможно только для одной Тимошенко – Юлии Владимировны.
Третье – не сводите политическую деятельность к депутатству. Я, вот, единственный, пожалуй, из представителей партий в КОДе, не являюсь депутатом. Но это мне не мешает заниматься политикой. Единственное, пожалуй, существенное преимущество депутатства – иммунитет, некая защита. Впрочем, в нынешних обстоятельствах, даже это не всегда срабатывает.
«Даже если Тимошенко временно не на свободе, глупо искать ей какую-то эрзац-замену»
Опытный глава штаба, вы прекрасно понимаете: результат кампании зависит, во многом, не только от нарастания массового недовольства, о чем вы давеча рассказывали, но и от фамилии первого номера, от фотогеничности лиц на бигбордах, от эффективности поездок и выступлений в регионах и т.д.
Это не ново: главное, чтобы костюмчик сидел, кандидат красивый, неглупый, прическа модная… Это стереотип с сомнительным результатом.
Про Королевскую отдельно поговорим.
Я о другом. Еще раз: лучше, сильнее, мощнее, чем Юлия Тимошенко, в Украине политика нет. И не только в Украине. Поэтому даже если она временно не на свободе, глупо искать ей какую-то эрзац-замену. Лицо нашей партии одно – Юля, ей нет замены. И никто сегодня в этом, кроме АП и прирученных нею политтехнологов, не сомневается.
Все три оппозиционные силы, заявившие о кооперации – «Батькивщина», «Фронт», «Свобода» – в разное время подозревались, в той или иной мере, в ситуативном сотрудничестве с властью. Конкретно – через Андрея Клюева. Известно, что с ним плотно контактирует Кожемякин….
Кожемякин? Сомневаюсь!
Не факт, что это плохо: предварительно договорившись с властью о «ненападении», вы можете зайти в парламент, а уж там – действовать по собственному сценарию.
Не исключено, что у кого-то есть такие мысли, но лично я подобное считаю неприемлемым. Поймите, если в политсиле, которая зайдет в новую Раду, опять заведутся «тушки», доверие избирателей она утратит окончательно. Поэтому один из главных принципов, которому должны соответствовать все члены нашей команды в следующем созыве ВР – надежность. Пусть это будут люди не слишком, возможно, красноречивые, харизматичные, но обязательно – стойкие и порядочные.
В условиях диктатуры, наиболее надежный способ самосохранения – работать на диктатуру. Остальные пути сложны и опасны. Мы выбрали сложный и опасный, зато – честный путь.
Интересный момент: когда я спрашивала о подозрениях в близости к власти, на фамилию Кожемякина вы резко среагировали, а вот на Тягнибока – нет. Вам-то точно известно о его взаимоотношениях с ПР в 2007-м...
С одной стороны, вы критикуете меня за недостаточно эффективные усилия в деле объединения и формирования единого списка, с другой стороны – хотите, чтобы я критиковал коллег по оппозиционному лагерю.
Я не призываю критиковать.
Я могу что-то знать, чего-то – не знать, но в чем я точно убежден – необходимости консолидации оппозиции. Поэтому критики коллег вы от меня не услышите.
«Я полностью доверяю Андрею Анатольевичу Кожемякину»
Смену главы фракции «Батькивщина» отнюдь не все видные партийцы восприняли однозначно. При всем уважении к Андрею Анатольевичу, он – явно не та фигура, которая могла бы быть консолидирующей.
Прежде всего: смена главы фракции не есть признаком изменения принципиальных позиций фракции. Иван Григорьевич – очень опытный политик, сегодня занят работой заместителя главы центрального избирательного штаба.
То есть, вашего заместителя?
Да. Задача Кириленко – обеспечить качественный прорыв по тем направлениям, которые мы считаем для себя, с электоральной точки зрения, перспективными. В Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской областях ПР стремительно теряет поддержку, но пока большинство ее бывших приверженцев занимают позиции «неопределившихся». Наша цель – привлечь их в наши ряды. Над этим и работает Иван Григорьевич.
Что касается Андрея Анатольевича, то фракцией он был избран практически единогласно. Всего два человека, кажется, воздержались. При том, что всякие дискуссии, особенно кадровые, зачастую у нас проходят довольно бурно. Поэтому никаких разногласий по этому вопросу во фракции нет.
Попытки некоторых СМИ представить это как назначение мной близкого мне человека – некорректны. У нас не назначают, а избирают руководителя фракции.
Вас двоих называют уже «тандемом».
Мне все равно, кто кого и как называет, но фракция работает, как авангард партии, и работает достаточно эффективно. К слову, я не депутат, следовательно, проголосовать за Андрея не мог.
Весьма нелицеприятная, как для фактического руководителя партии, позиция: это, мол, не я, это все фракция…
Партия и фракция – один организм. Противопоставления здесь неуместны. Я поддерживал и буду поддерживать Кожемякина, но домыслы и сложные комбинации, озвучиваемые с умным видом придворными политологами, лишены оснований. С Иваном Кириленко, как с руководителем фракции, у меня проблем не было. Для того, чтобы мне донести свою позицию, смена руководства не требовалась. Я всегда это делаю, непосредственно общаясь с депутатами или выступая на заседаниях фракции. Мы – одна команда. Так что, не слушайте сплетен о каких-то там заговорах или расколах.
Как человек, который несет ответственность за партию «Батькивщина», имеете ли стопроцентную уверенность в том, что Андрей Анатольевич Кожемякин не сотрудничает с властью?
Да. Я работал с ним много лет, в том числе в СБУ. Знаю его очень хорошо. И я полностью доверяю Андрею Анатольевичу Кожемякину.
Тоже ответ. Александр Тимошенко получил убежище в Чехии. Знали ли вы об этом его намерении, равно как о планах создания там общественной организации «Батькивщина», заблаговременно или известие стало для вас неожиданностью?
Мы советовались с ним по этим вопросам. Общаемся и сейчас – по телефону. Регистрация в Чехии общественной организации «Батькивщина» осуществляется для популяризации деятельности нашей политсилы за рубежом. За пределами страны симпатиков «Батькивщины» также довольно много.
Правильно ли я понимаю, что в Чехии он надолго, поскольку в Украине вероятность его ареста – «за компанию» с ЮВТ – крайне высока?
Зависит от того, как будут развиваться политические события в Украине. Ситуация настолько сложная, что даже на ближайший месяц дать прогноз, к сожалению, не могу.
Но дела-то на Александра Тимошенко есть?
Учитывая, что эта власть массово реанимирует закрытые Верховным Судом дела, сфабрикованные еще при Кучме, опасность для Александра реальна… В те времена на Юлию Владимировну, как и сейчас, пытались воздействовать, преследуя ее родственников. И муж ее, и свекор, и близкие соратники, как вы помните, тогда побывали в СИЗО. Сегодня продолжают ту же практику. Для того, чтобы лишить власть этого шанса, Саша принял, как по мне, абсолютно правильное решение о выезде из страны.
На вас самого тоже дела припасены. Ведь, вы об этом знаете.
Есть у меня такая информация. Пребывая в руководстве оппозиционной партии, приходится постоянно проходить эту школу. По команде Кучмы трижды направляли в парламент представление о снятии с меня депутатской неприкосновенности и моем аресте. Ющенко по мне задачи силовикам тоже ставились. У слабых руководителей всегда так – не политическими методами противостоят оппонентам, а силовыми. Янукович идет тем же путем: они буквально под микроскопом изучили всю мою работу в правительстве – ничего не нашли. Поэтому – реанимировали старые дела, по обвинениям, вменявшимся мне еще в 2003-м: захват следственных изоляторов, Администрации президента, телецентра, организация массовых беспорядков и т.д. Из меня тогда «главного террориста» делали (смеется, - С.К.).
Так сколько дел на вас сегодня, два, три?
Наши силовые структуры – фабрика по производству дел. Надо будет – из одного дела пять сделают, немного поднатужатся – десять. Смотря, какая задача стоит. Так что точного ответа я вам дать не могу.
«Королевская сделала больно нашему лидеру»
Напоследок – «любимая» ваша тема. Стоит ли ожидать, в ближайшее время, официального исключения Натальи Королевской из фракции БЮТ?
Я уже говорил: не все способны выдержать такое давление и выбирают для себя формат безопасной деятельности…
Ответ понятен. Исключать будете?
Существует «Положение о работе фракции» – документ, регламентирующий как прием, так и исключение из фракции. Правила одинаковые для всех.
Да, есть моральный аспект. Многие коллеги считают, что Королевская сделала больно нашему лидеру – выйдя из партии на своем съезде, проходившем в день вынесения окончательного приговора Юлии Владимировне…
Но она не заявляла о выходе из «Батькивщины».
Она подала соответствующее заявление. Да и как можно одновременно быть членом двух партий?
Ладно, оставим моральный аспект. «Положение о работе фракции» предусматривает вполне конкретные нормы. Если человек их не нарушает, действует в рамках фракционной дисциплины, корпоративной этики и поставленных партией задач, формальных оснований для исключения нет.
Почему мы, в свое время, исключили Ляшко и многих других? За то, что голосовали, как решила ПР, а не БЮТ. То бишь, за нарушение дисциплины и «Положения о работе фракции». Короче, будут нарушения – фракция примет решение.
Королевская настаивает: возглавив УСДП, она, де, только усилила БЮТ.
В чем усиление? Мы уже обсуждали: те, кто реально готов сегодня оппонировать власти, объединяются вокруг партии «Батькивщина». Идут сложные интеграционные процессы – усиление партии новыми политиками и структурами. А когда происходит обратный процесс – выхода из партии… разве это может укрепить позиции?
По словам Королевской, в ночь накануне ареста, Тимошенко предлагала ей пост зама главы партии.
Миф. Последние несколько дней перед арестом, совещания проходили не на Туровской, а дома у Юлии Владимировны. Среди участников этих совещаний Натальи я не видел. Об остальном говорить не стану – не хочу, чтоб думали, будто свожу счеты. Одно отмечу: все задачи, связанные с кадровыми решениями и партийным строительством, Юлия Владимировна поручала мне. Есть же еще формальная сторона дела.
И она никогда вам не говорила, что планирует сделать из Королевской зама?
Нет.
В свою очередь, Королевская со товарищи вменяют вам недостаточно активную «работу в полях», пассивность в диалоге с избирателями…
На днях я проводил встречу с региональными лидерами «Батькивщины». Сказал им: ребята, полгода для нас существовал только один округ – Печерский суд. Иначе быть не могло: наш лидер не могла оставаться во время судебных заседаний один на один с этой организованной прокурорско-милицейской группировкой, а мы бы, в это время, разъехались по округам для общения с избирателями.
Сегодня ситуация изменилась, поэтому работа в регионах – наш основной приоритет и пиар-советов «доброжелателей» тут ни при чем.
Когда вы из-под Печерского суда, наконец, палатки уберете?
Когда Тимошенко выйдет на свободу. Это бессрочная акция протеста.
Под Печерским судом?
Не под судом, а на Крещатике - главной улице страны. Знаете, сколько людей ежедневно проходят сквозь палаточный городок? Считайте, этот пятачок – наш плацдарм, который мы захватили и будем удерживать до победного конца.