Начну с того, что я не имею отношения к государственной службе. Я специалист по корпоративным финансам и инвестиционному менеджменту. И, готовясь к сертификации именно в инвестиционной сфере, я впервые столкнулся с профессиональным кодексом этики. Это кодекс этики американского Института CFA (www.cfainstitute.org), профессиональной ассоциации, которая проводит одну из самых престижных в инвестиционной среде сертификаций.
Для меня вначале было не совсем понятно, почему значительную часть программы подготовки к экзаменам всех трех уровней занимают вопросы этики и профессионального поведения. Но, проникшись духом программы, я не могу не процитировать ключевую фразу: доверие — основа инвестиционной профессии. Без этичного поведения людей, которые управляют значительной долей денег в мире, невозможно само наличие инвестиционной профессии.
Насколько успешно внедрение кодекса этики в профессиональной сфере? Я считаю, оно было весьма успешно. В развитых странах огромные суммы управляются инвестиционными и пенсионными фондами, страховыми компаниями и другими субъектами фондового рынка. Это триллионы долларов. И это триллионы чужих долларов. Конечно, бывали скандалы, мошенничество, воровство. Достаточно вспомнить фонд Мэйдоффа. Но это капля в море. Если бы, в основном, инвестиционные профессионалы не вели себя этично по отношению к клиентам (например, вкладчикам фондов), то граждане США не отнесли бы 11.8 трлн. долларов в инвестиционные и еще 17.5 трлн. долларов в пенсионные фонды (источник: www.icifactbook.org).
А теперь посмотрим на нашу государственную службу. Мы все, граждане Украины, являемся ее клиентом, платим за ее существование и пользуемся ее услугами. Но доверяем ли мы государственным институтам? Социологические опросы говорят, что доверие общества к ним весьма незначительно. Почему? Давайте зададим себе такие вопросы: всегда ли государственные служащие говорят нам правду? Всегда ли их слова не расходятся с делом? Всегда ли они живут по средствам, соответствующим официальной оплате их труда? Ставят ли они свои личные интересы на последнее место, а наши интересы — на первое? Делают ли они всё возможное для того, чтобы учесть наши интересы как клиентов органов государственной власти? Думаю, именно в отрицательных ответах на эти вопросы кроются многие проблемы нашего общества.
Этический кодекс и стандарты профессионального поведения, которые я предлагаю принять для государственных служащих Украины, во многом написаны наподобие кодекса и стандартов Института CFA. Они, быть может, пока еще сыроваты и не регулируют все возможные нарушения этики, но нужно с чего-то начинать. Эти стандарты указывают, как должны поступать (а чаще — как не должны поступать) государственные служащие, чтобы заслужить доверие общества к деятельности государственных институтов. Эти стандарты также показывают нам, гражданам, что и как должны делать нанятые, в конечном счете, именно нами чиновники, что мы вправе от них ожидать и что мы можем от них требовать.
Принципы, которые я считаю целесообразным заложить в основу кодекса этики:
- Честность, порядочность и справедливое отношение государственных служащих к отдельным гражданам и обществу в целом.
- Полное, правдивое и своевременное раскрытие информации о деятельности государственных служащих и органов государственной власти.
- Приоритетность интересов граждан и общества перед интересами государства и личными интересами государственных служащих и связанных с ними лиц.
- Недопустимость использования служебного положения, должностных полномочий, доступа к служебной информации для получения личной выгоды или выгоды для лиц, связанных с государственными служащими.
- Стремление к тому, чтобы и другие государственные служащие вели себя этично и повышали доверие общества к институтам государственной власти.
Детально применение этих базовых принципов расписано в стандартах профессионального поведения. В отличие от принципов, которые должны быть сформулированы лаконично, стандарты более детально расписывают допустимое и недопустимое поведение государственных служащих, а также требования по раскрытию информации. Их пять:
1. Следование законодательству. Этот стандарт требует неукоснительного соблюдения законодательства и действий в рамках должностных полномочий, за исключением случаев, когда отступление необходимо для спасения жизни, здоровья, предотвращения аварий и катастроф. Все подобные отступления должны быть публично раскрыты обществу. Кроме того, при обнаружении нарушений со стороны других государственных служащих, необходимо принять меры к прекращению таких нарушений, их расследованию и предотвращению в будущем. Информация о вышеперечисленном должна быть свободно доступной всем гражданам.
2. Этичность, независимость и объективность. В этом стандарте указан запрет на обман, нечестность, мошенничество, сообщение ложной или сокрытие правдивой информации. Запрещено требовать, принимать или давать подарки, вознаграждения и прочие выгоды, если это может поставить под сомнение независимость и объективность. Запрещено извлекать выгоды из информации, доступ к которой государственные служащие получают в силу занимаемой должности. Указано требование на личное и объективное принятие решений, запрет давления на подчиненных или на других граждан. Государственным служащим разрешается не выполнять приказы, распоряжения, инструкции, которые противоречат законодательству и кодексу этики.
3. Обязанности по отношению к гражданам. Ключевым здесь является понимание того, что все государственные служащие существуют за счет граждан и юридических лиц, поэтому законные интересы граждан и юридических лиц стоят выше интересов как отдельных государственных служащих, так и государства в целом. Всем гражданам должно гарантироваться справедливое отношение со стороны государственных служащих, а также своевременный, полный ответ на обращения.
4. Обязанности по отношению к государству. Государство — непосредственный работодатель государственных служащих, поэтому они должны проявлять к нему лояльность. Запрещено совмещение государственной службы и другой работы, которая препятствует выполнению обязанностей государственного служащего. Кроме того, наличие у государственных служащих подчиненных накладывает на них обязательство следить за соблюдением подчиненными законодательства и кодекса этики.
5. Конфликт интересов. В этом стандарте на государственных служащих накладывается обязательство полно, честно и своевременно раскрывать все обстоятельства, которые могут поставить под сомнение их независимость, объективность или каким-либо иным образом препятствовать выполнению служебных обязанностей. Требуется раскрывать все полученные или выплаченные вознаграждения, приобретение или передачу любых иных выгод. Также, требуется раскрывать информацию о собственных нарушениях кодекса этики и нарушениях со стороны других, а также содействовать расследованию таких нарушений.
Я выступаю за то, чтобы этический кодекс и стандарты профессионального поведения были приняты законом. Это даст им должное юридическое оформление. Помимо самого кодекса и стандартов, в законе следует четко прописать невозможность занятия государственных должностей и иных позиций, финансируемых из государственного бюджета, для лиц, которые не приняли на себя обязательство соблюдать этот кодекс и стандарты. Должна быть предусмотрена и процедура проверки нарушений кодекса и законов, которая может быть инициирована любым гражданином Украины, сообщением в прессе и т.п., но это не должен быть громоздкий юридический процесс. Вообще, не стоит путать моральную ответственность за нарушение этических норм и юридическую ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных соответствующими кодексами.
Конечно, мне могут возразить, что в Украине уже есть ряд законов и подзаконных актов, которые, так или иначе, касаются вопросов этики и стандартов профессионального поведения государственных служащих. Закон «Про державну службу» содержит ряд требований подобного характера, но они минимальны как по объему, так и по содержанию (исключением является лишь Закон «Про засади запобігання і протидії корупції»). Гораздо ближе к моим предложениям Кодекс профессионального поведения государственных служащих, который является подзаконным актом и о существовании которого мало кто подозревает. Хотя многие пункты моего проекта и этого документа аналогичны, я хочу перечислить основные существенные отличия:
Формат издания не позволяет включать в статью текст предлагаемого кодекса этики, но Вы можете ознакомиться с ним по следующей ссылке (на украинском языке).
Также, я привожу ссылку на оригинальный кодекс этики и стандарты профессионального поведения Института CFA, которые использовались мной в качестве прототипа (на украинском языке).