Особенно, если власть решит сохранить пропорциональную систему и уж тем более, если проходной барьер будет поднят. В таком случае, волна не только смоет политическую мелюзгу, но и может разрушить основание властной пирамиды, которую упорно строит Виктор Янукович.
До сих пор соискатели депутатского мандата образца 2012 года исходили из того, что выборы будут проходить по «смешанной» системе, а посему большинство из них делали ставку именно на выборы в округах. В «мажоритарке» надеялись найти спасение не только многие оппозиционеры, чьи партии не имеют ни малейшего шанса преодолеть трехпроцентный барьер (не говоря уже о возможных 5%), но и многие представители крупного бизнеса, которые еще не успели стать младшими партнерами «донецких». Для них депутатская корочка – пожалуй, единственный шанс избежать слияния-поглощения. Не стопроцентный, но все же. Часть претендентов на мандат даже начала «полировать» предполагаемые округа, не дожидаясь ни отмашки ЦИКа, ни согласования кандидатуры на Банковой (да и многие ли могут рассчитывать на это самое согласование) задействовав нехитрый арсенал «политтехнологических» приемов: раздачу матпомощи, ремонт школ и больниц. Ну и гречка для пенсионеров — как же без нее...
Для всей этой публики, устремившейся в погоню за мандатом, информация о том, что мажоритарки скорее всего не будет, стала настоящим шоком. И те, кто вчера планировал свое политическое будущее по принципу «сначала выиграю выборы, а потом решу, кто я и с кем», сегодня в спешном порядке ищут «с кем».
Выбор невелик.
Парламентские старожилы – «Наша Украина», расколовшаяся на неисчислимое количество партий, фракций и групп (порой сами нунсовцы теряются – кто куда входит), народники Литвина, обреченно торгующиеся с ПР за парочку мандатов, коммунисты, идущие в последний бой – в следующий парламент могут попасть только чудом. А большинство соискателей депутатских мандатов – люди серьезные, жизнь прожившие и в чудеса не верят. Разве что самые азартные, готовые рискнуть относительно небольшими для себя деньгами ради призрачного шанса сорвать банк, вложив три копейки. Помнится, в 2005 году лидер одной маленькой партии, ныне более-менее успешно подвизающийся в стане регионалов, именно так окучивал провинциальных миллионеров, предлагая место в своем избирательном списке – за 350 тысяч долларов до выборов и плюс еще 500 в случае прохождения в парламент. «Вы практически ничем не рискуете», – честно говорил он потенциальным покупателям…
БЮТ в парламент следующего созыва конечно попадет. Не факт, что столь мощным представительством, как в былые годы, но попадет. Да только далеко не каждый, кто мечтает о кресле под куполом Рады, рискнет пойти по списку имени Юлии Тимошенко. Это, естественно, не касается профессиональных оппозиционеров типа Владимира Яворивского или Сергея Соболева. Но для представителей бизнеса иногда даже безопаснее остаться за бортом ВР, чем самостоятельно объявить себя оппонентом этой власти.
К тому же, перспективы соратников Тимошенко куда менее понятны, чем электоральные шансы БЮТ. В стане ПР как о свершившемся факте говорят о том, что после «посадки» Тимошенко избирательный список ее политсилы будут формировать в штабе «регионалов» под чутким руководством Андрея Петровича Клюева.
«Свобода» Олега Тягнибока – единственная непарламентская партия, имеющая шансы на успешное прохождение в парламент – из-за своего слишком радикального имиджа также не слишком привлекательна для соискателей мандатов. Мол, идти на выборы в компании Тягнибока и Фарион – слишком неприятно и почти так же небезопасно, как в варианте БЮТ. Хотя, по моему скромному убеждению, сие есть заблуждение. По спискам «Свободы» на местных выборах прошли не только идейные борцы за украинскую Украину, но и вполне респектабельные бизнесмены, далекие от идей интегрального национализма и даже люди с ярким криминальным прошлым.
Главный минус избирательного списка ПР – слишком высокая конкуренция за место. Президенту, его близкому окружению и прочим уважаемым людям, для которых Украина, необходимо пристроить несметное количество своих. Посему мест «под продажу» явно будет минимум – а вот количество желающих спрятаться от аппетитов «донецких» в их же родной партии просто зашкаливает. Как следствие, цена вопроса будет запредельной. Кто-то согласится, а кто-то пойдет искать альтернативный вариант.
Который, по большому счету, один – список Арсения Яценюка. Лидер «Фронт змін» после ареста Юлии Тимошенко из вечно молодого и перспективного в одночасье стал главным оппозиционером страны, лидером, мнение которого вынуждены учитывать все остальные противники власти. И при этом, находиться в его обозе вполне безопасно. При всей своей яркой оппозиционной риторике Арсений Петрович проходит в балансе власти в графе «конструктивная оппозиция». То бишь, такая, которая критикует, но при этом учитывает пожелания власти, а в случае крайней необходимости «готовая забыть о разногласиях ради Украины».
И пока Тимошенко вместе с Луценко «чалятся» в Лукьяновском СИЗО, Яценюк обсуждает их нелегкую долю на многочисленных телеэфирах и даже пытается проведать самих сидельцев.
Добавьте к этому тот простой факт, что лидер «Фронта змін» весьма симпатичен таким людям, как Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ. А также олигархам помельче – Петру Порошенко, Леониду Юрушеву, Николаю Мартыненко... Что в свою очередь означает, что на грядущих выборах партия Яценюка не будет испытывать ни дефицита ресурсов, ни недостачи внимания к себе со стороны СМИ. Да и пресловутый админресурс будет весьма мягок по отношению к ней.
При всем этом я искренне верю Арсению Петровичу, когда он яростно отрицает факт продажи своей партии кому-то из вышеназванных господ.
Действительно, в его ситуации продаваться кому-то одному – вершина глупости. А в чем-чем, в глупости Яценюк замечен не был. Многие уже забыли, Арсений Петрович успел поработать в банковской сфере, даже возглавлял НБУ. То бишь, умения просчитывать варианты и хеджировать риски ему не занимать. Посему каждый получит свою долю соответственно размеру инвестиций.
Да, от неуемного донецкого аппетита Яценюк сегодня защитой не является – но на это никто и не рассчитывает. Зато Яценюк – как ни крути – самый комфортный «поезд» для попадания в парламент следующего созыва.
В его списке гармонично соединятся бизнес-оппозиционеры вроде тех самых Порошенко и Мартыненко, умеренные оппозиционеры наподобие Николая Катеринчука, ставленники Дмитрия Фирташа, Рината Ахметова, какие-то протеже Виктора Пинчука, представители иного крупного бизнеса, региональных элит. Вряд ли подобную компанию будет прессовать Банковая – там же сплошь «свои» люди. Да и самому Виктору Федоровичу могут объяснить, что, мол, «Фронт змін» – такой себе украинский аналог «Справедливой России», «младшая партия власти», отбирающая голоса у реальной оппозиции. Учитывая, что украинский президент любит российские сценарии, вариант вполне реальный.
Что из этого всего получится?
Давайте пофантазируем. «Фронт змін» получает в Раде солидное представительство. Сейчас рейтинг партии Яценюка колеблется в районе 8%. При качественной избирательной кампании да на фоне неизбежного дальнейшего падения рейтингов БЮТ и ПР, Яценюк легко проводит в парламент отряд свыше 100 человек. Сам он – лидер крупнейшей оппозиционной фракции, возможно – спикер ВР. Хорошая витрина для Запада, языками владеет, вроде как оппозиционер, но при этом чуткий к пожеланиям Банковой...
А вот дальше начинается самое интересное. Яценюк становится альтернативным центром притяжения – и в преддверии президентских выборов вокруг него начинают консолидироваться элиты. Резонов сделать ставку именно на Яценюка более, чем достаточно:
– он уже сегодня способен победить Януковича в очном электоральном противостоянии, а, значит, на его победу не придется особо тратиться;
– Яценюк – политик и управленец нового поколения, сформировавшийся после развала СССР. Для людей, нанимающих на работу в качестве «топов» гарвардских мальчиков – это безусловное преимущество перед бывшим зававтобазой;
– одно его появление на президентском посту означает серьезные авансы для Украины на Западе – так же, как это было с приходом Виктора Ющенко;
– президент Яценюк – практически стопроцентная гарантия того, что после смены власти большинство «нынешних» останутся при своих;
– при нем точно не будет «посадок», раздражающих Запад;
– президент Яценюк в отличие от президента Януковича повышает капитализацию украинского бизнеса в глазах иноземцев. Более того, способен быть качественным промоутером украинского бизнеса за рубежом – владеет языками, некосноязычен;
– он не раздражает Россию и не воспринимается Путиным в качестве конкурента – в отличие от Януковича;
– в бытность главой НБУ продемонстрировал умения эффективного менеджера, не допустив обвала гривни, что дает определенные шансы на то, что на посту президента будет столь же полезен для экономики.
Но САМОЕ главное: Яценюк-президент – это не монарх с абсолютной властью, который рассматривает страну в качестве личной вотчины и который все самые лакомые куски оставляет в монаршей (семейной казне) как Янукович. Он скорее – нанятый на работу генеральный директор, который руководит предприятием по своему усмотрению, но с оглядкой на пожелания основных акционеров. Которые в случае чего всегда могут поставить зарвавшегося директора на свое место. При нем нет наследного принца, а самое главное – у него нет и не может быть своего Юры Енакиевского.
Только это соображение может перевесить в глазах элит все прочие соображения в пользу Виктора Федоровича. При котором, даже олигархи ближнего круга вроде Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа не могут ощущать себя в безопасности в полной мере. А вдруг Александру Викторовичу приглянутся их активы?
Грубо говоря, что лучше – жить при царе Викторе, будучи боярином (который по давней российской традиции все равно холоп его величества, богатый, но раб) или быть акционером ОАО «Яценюк», владея внушительным пакетом акций?
...Институт Горшенина в свое время вывел такое понятие как «самонаведение админресурса». Это – процесс, при котором административный ресурс, испытывая интенсивное давление от многих групп влияния, часто противостоящих друг другу, в результате оказывает поддержку кандидату или политической силе, который/ая имеет наибольшие шансы на победу. При этом может нарушаться административная субординация. Так вот, в преддверие следующих президентских выборов самонаведение элит, и не только административных, на Арсения Петровича весьма и весьма вероятно.
***
Пока все это – лишь досужие размышления. Но не лишенные оснований. Если посмотреть на то, как за последние недели изменилась тональность по отношению к Яценюку СМИ, чутких к пожеланиям Администрации президента, становится очевидным: на Банковой начинают осознавать риски, связанные с возможным успехом Арсения Петровича на парламентских выборах.