Фамилии и имена 60-ти представителей высшего чиновничества РФ и их подчиненных, причастных к убийству Сергея Магнитского в следственном изоляторе «Матросская тишина» стали известны всему миру, более того, им запрещен въезд в США, а их банковские счета в этой стране будут арестованы.
Фактически это прецедент: США применили меры к конкретным представителям власти одной из крупнейших стран мира не за массовые убийства или нарушение прав человека вообще, а за конкретное коррупционно мотивированное преступление.
Всему миру продемонстрирован механизм того, как это делается, и теперь логично ожидать новых попыток других несправедливо пострадавших и их представителей наказать своих обидчиков если не на родине, то за границей.
Конечно, случай Магнитского уникален. Но по-своему уникален, например, и случай Тимошенко. Лидера оппозиции лишили права на суд присяжных, гарантированного конституцией, затем вынесли постановление об аресте без права обжалования. Это при том, что украинское законодательство дает подсудимому право отдельного обжалования такого решения суда, а основаниям для ареста могут быть лишь фактические данные о том, что он готовится скрыться от правосудия или оказывает давление на свидетелей либо суд. Таких фактов суд назвать не смог, более того, всей стране очевидно, что Тимошенко физически не может ни на кого давить и уж тем более не собирается бежать, она напротив отчаянно сопротивляется любым попыткам выдавить ее из страны.
Неофеодальные режимы России, Украины, Белоруссии и других постсоветских стран, каждый год штампуют десятки, если не сотни уникальных по своей беспредельной несправедливости и противозаконности дел. Они не могут по-другому, потому что коррупция и произвольное применение государственного насилия является необходимым элементом выстроенной ими системы власти.
Вопрос теперь лишь в том, что будут делать Госдеп США, Еврокомиссия и правительства стран ЕС, столкнувшись с новыми предложениями ввести в действие именные списки незаконно лишенных собственности, свободы или жизни людей? Скажут они, что список Магнитского был первым и последним и больше прецедентов не будет, но как это объяснить своим избирателям и элитам. Или же попытаются провести какую-то черту, определяющую, какие случаи достойны своего собственного списка, а какие нет.
Что ж, будем надеяться, что право на список не станет исключительной посмертной наградой героям необъявленной гражданской войны. А число украинских коррупционеров, официально объявленных невъездными в цивилизованный мир, перестанет равняться нулю и начнет стремительно увеличиваться.
Конечно, остается открытым вопрос: готов ли Евросоюз к столь же решительным мерам, что и США? Или для его элит российский газ и выгодные торговые отношения с Украиной важнее абстрактных прав человека.
Но ведь с другой стороны влиять на позицию ЕС можно, лишь находясь у власти, а не в тот момент, когда появится острая необходимость укрыться в тихой гавани от стихии русского, козацкого или белорусского бунта. Как показывает последние события в странах Магриба, европейцы не церемонятся с бывшими диктаторами, но быстро налаживают диалог и достигают взаимопонимания с их преемниками.
Да, пока людям из списка Магнитского наплевать на все меры, которыми им грозит Белый дом. Даже если Европа уже сейчас проявит единодушие с Госдепом США, убийцы Магнитского смогут по-прежнему зажигать в ОАЭ, Южной Америке или Таиланде, хранить деньги, если не в Сбербанке, то в сингапурских банках и зарабатывать на распиле российского бюджета и грабеже бизнеса.
Но это пока, а что будет завтра? Думается, что всем уже ясно, что режимы, построенные в РФ, Украине и республике Беларусь из числа тех, что пожирают своих отцов.
Так, несмотря на по-прежнему высокие рейтинги Путина, его детище - Единая Россия - уверено превращается в сознании россиян в «партию жуликов и воров». Еще пара-тройка застойных лет, и Владимир Владимирович повторит ее судьбу. На фоне экономического кризиса Лукашенко стремительно теряет поддержку еще недавно беззаветно преданных ему пенсионеров, селян и работяг. А о беспрецедентном для Украины падении рейтинга Януковича даже как-то скучно говорить.
Непопулярный в народе и неспособный к массовым репрессиям и насилию авторитарный режим априори неустойчив, он живет только до очередного внешнего или внутреннего толчка. При этом выполнить операцию «Преемник» также не удастся – черные метки народной ненависти в наследство не передают и плату верностью за них не получают, а вырастить нового народного любимца, как это было с Путиным, из своих рядов больше не получается.
В свою очередь, судьба Тимошенко и Ходорковского ярко иллюстрирует, что сделают победители со своими предшественниками и оппонентами, когда, придя на Банковую и Грушевского, обнаружат, что в стране можно переделить лишь то, что было украдено до них.
Какой же выбор остается у нынешних хозяев жизни? Только один – строить запасной аэродром там, где закон, а не политическое влияние, может реально защитить их право на жизнь, свободу и собственность. Для этого им нужна такая страна, где они останутся в неприкосновенности даже в том случае, если ее правительству будет выгодно отдать беглецов новым властям их бывшей родины.
Так что открытые двери в Европу и США нужны не только проживающему в Монако Юре Енакиевскому, но и всем членам команд Януковича, Путина и Лукашенко. Всем им когда-нибудь придется покинуть родину, а Африка, Китай и Южная Америка не могут дать гарантии безопасной и комфортной жизни.