- Взрыв был такой силы, что непонятно, как трибуны полностью не обрушились, - рассказывал тогда один из очевидцев событий. Направляясь к полю – центру празднований – мы пробирались под их бетонными сводами. Правопреемники господина Брагина готовились справлять тут юбилей сплотившего их клуба.
За те 11 лет многое изменилось. Сам по себе Донбасс стал одним из определяющих внутристрановую политику факторов; выходцы из шахтерского региона сформировали новую прослойку политэлиты. Их лидер, их «знамя» Виктор Янукович, после провальных президентских, взял реванш, став премьером. 12-го августа 2006-го состоялся его бенефис. Виктор Федорович впервые вышел на публику в качестве вновь назначенного главы КМУ. Избрав для этого подходящее место и время.
Еще через пять лет – в мае 2011-го, на 75-летие клуба, на вип-трибуне «Донбасс Арены» появился уже Президент Виктор Янукович.
Таким образом, и футбольный клуб «Шахтер», и события, происходившие на «родных» для него площадках – от убийства Брагина до президентства Януковича - стали символом эволюции «донецких». Как эти самые «донецкие» встретят восьмидесятую годовщину любимого ФК – дальнейшим прогрессом или стремительным регрессом, остается пока только гадать.
Ярмарка должностного тщеславия
Впрочем, мало кто из пятидесятитысячной толпы, размещавшейся вечером субботы на трибунах «Донбасс Арены», размышлял о подобных философских категориях. Большинство народа собралось праздновать. Действо – между собой – называли «концерт», на происходящее реагировали живо и непосредственно.
Обитатели вип-трибун, в массе своей, заботились о том, как «попасться на глаза Федоровичу», да повыгоднее засветиться друг перед другом. Особенно – депутаты, министры, разнообразные чины. «Титульные донецкие» - вроде Рыбака, Клюева, Колесникова, были спокойны и степенны.
Обитатели «привилегированных», но еще не «виповских» трибун старались – в свою очередь – засветиться перед теми, кто пытался засветиться «перед Федоровичем». Такая, вот, причудливая иерархия.
Соблюдалась которая – незримо, но неукоснительно – даже в логистике.
Так, в 2009-м – на открытии «стадиона-алмаза» (названного так ввиду формы), для «особых» гостей оборудовали единственный вход. У изголовья «красной дорожки» встречал Ахметов. Без хлеба-соли, но привечал лично (на самом деле он встречал Ющенко, Литвина, еще – Януковича с Тимошенко, остальных – приветствовал между делом).
Для журналистов это было очень удобно. Улизнуть от вопроса и фотообъектива шансов не оставалось ни у кого практически никаких.
В 2011-м «вип-вход» - с неизменно красной дорожкой, подсветкой, венками живых цветов – оборудовали левее от центральных ворот – «сектора А», «в секторе D». Правда, красоты его оценили единицы. За полтора часа прозябания (погода в Донецке резко ухудшилась и Lb.ua пришлось постучать зубами) на холодном ветру, идентифицировать удалось пару штук министров и с десяток депутатов. Смурного Табачника; стеснительного Ефремова, трогательно высаживавшего супругу из высокого джипа - под руки; румянощекого Злочевского; неизменно равнодушного – в том числе, к выпадам чешского МИДа – Грищенко («какое расторжение дипотношений, о чем вы говорите?! Из-за Данилишина?!», мол: «а это вообще кто?»).
Остальные «почетные гости» предпочли воспользоваться подземным паркингом. Надежно скрытым от посторонних глаз метровыми слоями бетона.
В дальнейшем наблюдать их журналистам довелось лишь с внушительного расстояния, отделяющего ложу прессы от «вип-трибуны». Система безопасности на «Донбасс Арене» нешуточная - передислоцироваться из одного сектора в другой, не имея специальных электронных пропусков, нелегко. Но Lb.ua это самое расстояние умудрился сократить, подобравшись практически вплотную.
«Из тени в свет перелетая»
Праздничное действо началось с костюмированной постановки. По центру поля – террикон, слева – дымящиеся заводские трубы. Массовка – небогатый рабочий люд; мальчишки, играющие в футбол. Один из них карабкается на верхушку угольной кучи, сбрасывает мяч. Террикон разверзается, выпуская наружу огромный шар-солнце, всходящее над Донбассом (поднявшись на энное количество метров, «солнце» зависло над полем, как диско-шар над танцполом) и озаряющее окрестные земли светом… Не пасторальная, но вполне «регионально»-индустриальная картина. Зрелище, по правде сказать, захватывающее. Масштабы постановки; размах хореографических номеров; свет; визуальные и звуковые эффекты – еще более помпезные, чем на открытии «Донбасс арены». Хотя, как выяснилось, режиссировал оба шоу один и тот же человек (профильный эксперт с мировым именем Марчо Балич).
Впрочем, происходившее на «вип-трибуне» Lb.uа, по понятным причинам, интересовало куда больше. Упомянутую иерархию здесь блюли особо.
«Дамы и господа, Президент Украины Виктор Янукович», - произнес громкоговоритель. «Из тени в свет» не перелетая, но – твердо шагая, совсем даже не прихрамывая из-за больного колена, выплыл Виктор Янукович.
Стадион одобрительно загудел. Все, как один, «випы» почтительно поднялись со своих мест, обернувшись в сторону гаранта. Некоторые даже встали на цыпочки. Снова вспомнился 2009-ый. Отрезвляющее «фу!» и «ганьба!», адресованное стадионом Виктору Ющенко. Пуще всех старались, кстати, «випы». Теперь отдельные глашатаи – взгляд скользнул по Дмитрию Шенцеву – сидели совсем рядом с Януковичем и чувствовали себя замечательно.
В 2011-м Виктора Федоровича тут, конечно, не освистывали, но если сравнить с эмоциями двухлетней давности, разница, как говорится, чувствуется.
- В последние годы «Шахтер» стал грандом европейского футбола, - многозначительно сообщил Президент в начале приветственного спича.
Специальную стойку ему оборудовали прямо за трибуной – на поле, в отличие от августа 2009-го, Лидер спускаться не стал.
- Украине важен пример клуба «Шахтер», - как ориентир такого успеха, - выпалил Янукович, призывая всю страну равняться на донецкий клуб.
По правую руку от него стояли сыновья – Александр и Виктор. Оба – с супругами. Тут же - старший внук. Сразу за сыновьями – Юрий Иванющенко. За ним, в свою очередь, Сергей Арбузов.
Пожалуй, у каждого, наблюдавшего сию сцену, вопрос относительно того, почему в стране существует три потока и почему они распределены именно в таком - не ином порядке, отпали б раз и навсегда.
Кстати, обладателя «потока номер три», собственно, самого Ахметова, поблизости не наблюдалось.
Вне сомнений: эта картинка – лучшая иллюстрация истинных причинно-следственных взаимосвязей украинской политики.
Ни жены Людмилы, ни бывалого соратника Азарова, ни спикера Литвина подле, разумеется, не наблюдалось – «пришли иные времена, слышны иные имена».
Да, и четыре гаранта в одно время в одном месте не собрались. Ввиду отсутствия Леонида Кучмы, квартет превратился в трио. И хотя титул «президента» - пожизненный, в тот вечер Президент на Донбасс Арене был один – Виктор Янукович. Наличествовавшие тут же Леонид Кравчук и Виктор Ющенко довольствовались статусом «почетных гостей». Заседавших на лучших местах рядом с Григорием Суркисом, Виктором Пинчуком, Иваном Плющом, Верой Ульянченко, губернаторами, депутатами и даже Игорем Шуваловым.
В моменты исполнения национального гимна, также – гимна ФК «Шахтер», все они, следуя подсказкам специально обученных модератров, не без удовольствия жонглировала – синхронно со всем стадионом – цветными картонными табличками. Синими и желтыми, черными и оранжевыми – соответственно. Получалось: все огромное полотнище трибун превращалось в полотнище прапоров.
После «официоза» на дно стадионной чаши выполз некий темно-бурый холмик. «Вылупившийся» из него крот заплясал под узнаваемый мотив. «Спят курганы темные» пели – вместе с Таисией Повалий - всем стадионом. Даже те, кто не знает ни слова из гимна Украины и гимна ФК «Шахтер». С президентской охраной включительно.
«Вышел в степь донецкую парень молодой», - и с расстояния в несколько метров видно было, как перебирает губами в такт сын вице-премьера Клюева Богдан. Музыкальность, как выяснилось позже, это у них семейное.
Никакой другой национальной идеи этой пятидесятитысячной аудитории было уже не нужно.
После Повалий, чествования ветеранов, короткого спича взволнованного Ахметова (обращение к Луческу: «спасибо вам, Мистер!»), запела уже Мила Йовович. Причем по-русски, хоть и с легким акцентом. «Хэпи бездэй» «аля Мэрлин Монро». Вместо «ту ю» у Йовович, правда, выходило «тебе». Но, даже если б она исполняла «поздравлялку» в оригинале, Виктор Федорович, непрестанно совершенствующий свое знание английского, все бы, конечно, понял.
«Задув» свечи на огромном – в высоту доброго двухэтажного дома – торте с бело-розовыми «башенками» «сливок», Йовович уступила место гигантскому надувному футболисту. Подозрительно похожему лицом на старшего сына Януковича Александра. Покуда тот парил над полем, у подножия трибун разворачивалась очередная хореографическая композиция – разноцветные человечки составляли собой слова и элементы символики «Шахтера».
Александр Ревзин, внимательно отслеживавший каждое движение «живых фигур» что-то беспрестанно комментировал, то и дело наклоняясь к уху Натальи Изосимовой. В это самое время стали известны подробности задержания милицией активистов Дня гнева. Назначенного, совершенно случайно, также на 14-е мая. И совершенно неслучайно состоявшегося в одно и то же время с грандиозным донецким действом.
Многочисленная свита, толпившаяся подле Виктора Федоровича, могла об этом не думать. Но они не могли этого не понимать. Как и того, что День гнева – лишь «первый звоночек».
Танцующий вице-премьер
Сам Виктор Федорович почти все время недвижимо просидел в кресле. С видом человека, благодарно принимающего посвящения, дары и чествования. Вплоть до первых слов обращения Рината Ахметова к трибунам: «Дорогой Президент!». По лицу Лидера скользила нежная ухмылка – верный признак доброго расположения духа.
В отличие от Ющенко в 2009-м (проигнорировавшего Бейонсе), программу он осилил полностью. Включительно с выступлением Рианны.
Которое больше всех, несомненно, оценил Андрей Клюев. Признаться, непосредственность реакции хронически «застегнутого на все пуговицы» Клюева поразила. Уже с первых хитовых тактов первый вице-премьер поднялся в ложе - принялся пританцовывать на месте. На пару с супругой. Да так, что «заразили примером» даже Владимира Рыбака (он, правда, быстро – буквально через минуту – спохватился). Коллеги по политическому террариуму завистливо на них поглядывали, но сами подвигаться под музыку не решались.
На последних аккордах Рианны грянул – второй раз за вечер – салют. Понятливые «випы» потянулись на афтер пати. Випы, отягощенные служебной надобностью, изобразив приятность на лицах, вынужденно торчали в ложе, пока Янукович говорил о чем-то с Луческу.
Все-то думали: он так просто, благодарит. Пару слов. Но Виктор Федорович был содержателен.
- Спасибо вам! Спасибо. Вы – лучший дипломат, - одобрял Президент главного тренера.
Луческу бормотал невнятные вежливости. Обмен коими происходил уже минут пять. Ложа напряженно выжидала.
- Июль-август – подходящее время, - констатировал Лидер, уперев в грудь собеседника указательный палец.
Подобравшись поближе, Lb.ua ловил отрывки фраз.
- Надо будет как-нибудь собраться. Ну, вы понимаете, семьями…
Виктор и Александр Януковичи слов отца не слышали – обсуждали что-то с Сергеем Бубкой. Их, как и десятки других «особых гостей», заблокировало здесь внезапное красноречие отца. Выйти из ложи прежде Лидера не решался никто. Да, и не мог – охрана не пускала.
Наконец, истощив первичный запас благодарностей, гарант двинулся в сторону выхода. Там, за непрозрачным стеклом скрывалась большая банкетная комната. В которой вся честная компания застряла еще на два часа. Уйти прежде, чем уедет Президент, Ахметов, конечно же, не мог. На улице его ждали журналисты. Большинство – возмутившись небывалой задержкой, так и не дождались – возмущенно удалились.
Юра Енакиевский отдыхал на афтер пати.
А Ринат Леонидович все выказывал Виктору Федоровичу приятность в обращении. Президенту уезжать не хотелось – настолько все понравилось.
Если в 2009-м – на открытии «Донбасс Арены», превратившемся, де-факто, в «смотрины» всех кандидатов в президенты, он чувствовал себя любимчиком публики, теперь – полноправным хозяином. Которого любить уже вовсе необязательно, главное – чтоб уважали. И побаивались.
…Огромный оранжево-черный шар, покачивавшийся над полем, погас. Гранд-шоу, ограниченное пределами пятидесятитысячного стадиона, закончилось. За пределами Арены обнаруживалась неприглядная украинская действительность. И только эхо Тото Кутуньо, выступавшего на вечеринке, констатировало: «феличита» возможна. Таки да.