ГлавнаяМир

Неуклюжие дебаты о светском государстве и исламе

Во Франции прошли большие «дебаты» о том, как сосуществовать светскому государству и исламу. О самих дебатах страна говорила несколько месяцев, сама дискуссия продлились всего каких-то четыре часа.

Неуклюжие дебаты о светском государстве и исламе
Фото: EPA/UPG

Дебаты должны были ответить на вопрос - как ужиться второй по численности религии в стране, сторонников которой насчитывается не менее пяти-шести миллионов, и важнейшему основополагающему принципу Французской Республики – разделением Церкви и Государства, закрепленным в праве в 1905 году.

Действительно, если все религии во Франции находятся в равных условиях, их правила должны распространяться исключительно на приватную сферу жизни. Забавно – следует отметить, что в общем сообщении католики, мусульмане, евреи, протестанты, православные и даже буддисты высказали свое неодобрение тем, как проводились эти дебаты, при этом выражая свою готовность отстаивать принцип светского государства...

Если вернуться к нашим дебатам, то в ходе спора звучали мнения, что само практикование ислама является причиной разных проблем, получивших развитие в стране. Как следствие, и вполне оправдано, мусульмане Франции ощутили недоверие и неприятие “коренных” по отношению к себе. При том, что в подавляющем своем большинстве, эти люди являются французами, и как все граждане, пользуются теми же правами и подчиняются тем же обязанностям, что и другие. Делать акцент на религиозной общине, где, среди прочего, внутренняя разнородность огромна, – значит всего лишь заклеймить всех ее членов без малейшего разбора.

Фото: EPA/UPG

При том, что в первую очередь французов беспокоят вопросы, связанные с безработицей и здоровьем экономики, срочная необходимость поразмыслить об исламе и светском государстве к числу таких тем не относилась. В результате мутных политических расчетов вредные последствия этих дебатов рано или поздно коснутся всех французов.

Вместо того, чтобы делать усилия, направленные на объединение граждан вокруг общих ценностей, обращенных к будущему, снова используется старая методика, заключающаяся в том. чтобы обвинять во всех бедах гипотетического внутреннего врага. В 2007 году Николя Саркози выиграл президентские выборы, сосредоточив свою кампанию на страхе перед уголовниками и организованной преступностью. На грядущих президентских выборах роль пугала должен сыграть страх перед мусульманами.

Подтверждением тому является новый министр внутренних дел Клод Геан, который уже не стесняется открыто говорить о том, что количество мусульман является для Франции проблемой, или например использовать термин «крестовый поход», когда говорит о вмешательстве в Ливию. В том же ключе поет и президент UMP, партии Саркози, Жан-Франсуа Копэ – человек, который надеется стать новым главой государства в 2017 году – являющийся нициатором закона, ограничивающего ношение никаба и дебатов о светском государстве и исламе; именно ему мы также обязаны за пламенное выступление о проповедях имамов, которые по его мнению теперь не должны произноситься на арабском языке!

Если следовать этой логике, возможно, следует потребовать от католиков-традиционалистов страны подстроиться под это правило и забыть о мессах на латыни. Грустной иллюстрацией государственной политики этого являются выселения с территории государства ромов. Разрушительный для имиджа Франции за рубежом, неэффективный с точки зрения управления иммиграцией и несправедливый в человеческом плане, этот печальный эпизод продемонстрирует, насколько опустошительным может быть неправильный ответ на правильный вопрос.

Если бы те, кто пожелал поразмышлять о взаимоотношениях между исламом и светским государством, были по-настоящему настроены на поиск решений для таких явлений, как растущее количество изнасилованных женщин, или отказ некоторых пациентов от того, чтобы их принимали врачи противоположного пола, было бы правильнее по-иному выстроить эти дебаты, провести перед этим консультации в гражданском обществе. Если бы было так, то можно было бы обсудить наконец со всем требуемым разумным спокойствием некоторые важные темы, такие как недостаточное количество мечетей во Франции. Действительно, приверженцы мусульманской веры зачастую не могут практиковать свою религию в переоборудованных старых залах, комплексах или даже подвалах, нередко в антисанитарных условиях.

Фото: EPA/UPG

В тоже самое время, когда во Франции строится новый исламский центр, часть средств на него почти гарантированно поступает из-за границы, в первую очередь, из Саудовской Аравии. Что, в принципе, дает понимание причин, которые подталкивают некоторых мусульман к тому, чтобы отказаться от своей французской идентификации. Поэтому, не поддавая сомнению принцип светского государства, Франция должна сделать его более гибким, чтобы предоставить достойные условия вероисповедания для всех своих граждан.

Даже несмотря на то, что Саркози высказался по поводу дебатов очень сдержанно, нет никаких сомнений, что именно президент Франции собственной персоной стал их негласным инициатором. Саркози пытается максимально сыграть на мусульманской карте накануне президентских выборов. При этом, если внутри страны он старается держать все большую дистанцию по отношению к местным мусульманам из электоральных соображений, на международном уровне он пытается сослыть за защитника арабских интересов. Если взять пример Ливии, на информационных телеканалах нередко увидишь его новых почитателей, которые восклицают: «слава Саркози» или услышишь, что следующего сына какого-нибудь повстанца назовут «Саркози». В любом случае, в момент выборов избирателям североафриканского происхождения или мусульманского вероисповедания будет от чего прийти в замешательство.

Шарль КешкекянШарль Кешкекян, спеціально для LB.ua, Ніцца, Франція
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram