Каким был этот период, какими скандалами и позитивами ознаменовался, что можно отметить в работе мэра и в жизни города в целом? Харьковский филиал Института Горшенина совместно с ИА "МОСТ-Харьков" попробовал подвести первые итоги.
До выборов Геннадий Кернес называл своего главного оппонента – Арсена Авакова – "политическим лузером". Выборы 31 октября показали, что разница между новоизбранным городским головой и политическим лузером – всего лишь 0,63%.
Подсчет голосов в Харькове стал самым жарким среди всех городов Украины. Экзит-полы, обнародованные в ночь после выборов, отдавали победу то Кернесу, то Авакову (разница колебалась от 1,5% в пользу тогдашнего секретаря горсовета, до 4,7% в пользу председателя харьковской "Батькивщины"). Неделя подсчета голосов сопровождалась взаимными обвинениями штабов Партии регионов и "Батькивщины" в нечестной игре и подтасовке результатов. Но с объявлением официальных результатов выборов, которые засвидетельствовали победу Кернеса на 2 744 голоса (0,63%), война прекратилась. Теперь даже на сессиях городского совета оппозиционные фракции ведут себя "конструктивно": в обсуждениях не участвуют, заседания не блокируют. Рассмотреть 60 вопросов для горсовета нового созыва – дело полутора часов.
Еще один громкий скандал периода мэрства Геннадия Кернеса – скандал с закупкой лавочек для станции метро "Алексеевская".
Началось все с того, что в письме-согласовании с Национальным агентством по проведению Евро-2012 было указано, что Харьковский метрополитен заказал изготовление 10 скамеек для новой станции метро "Алексеевская" по 63 тысячи гривен каждая. Позже Кернес опроверг эту цифру, заявив, что конечная цена, по которой были закуплены скамейки - 28 тысяч 800 гривен за штуку. В то же время, согласно отчету о результатах проведения процедуры закупки у одного участника, договор на покупку лавочек был подписан по цене 63 тысячи гривен каждая, но потом эта цена была снижена.
"Золотые" лавочки "Алексеевской" вызвали бурю возмущения. Замдиректора Департамента строительства и дорожного хозяйства Анатолий Кравчук вынужден был оправдываться: "Это не лавочки, а скамьи для платформенного участка. Это конструктив элемента колонны и интерьер платформы, это не просто так. Это индивидуальное изготовление по совершенно индивидуальной технологии".
"Лавочный" скандал достиг Киева. Министр инфраструктуры Борис Колесников, который еще на открытии "Алексеевской" шутливо упрекнул городские власти, устроившие пышную и торжественную церемонию: "Открытие, конечно, сделали, как будто новую линию открываем, минимум станций на 10", вновь сделал замечание Добкину и Кернесу: "Геннадий Адольфович и Михаил Маркович – люди не бедные. Если они покажут свою любовь к Харькову… Почему они не подарили Харьковскому метрополитену, скинулись бы на двоих и 630 тысяч гривен могли бы уплатить сами. И написали бы - лавочки подарены Кернесом и Добкиным".
Кернес прибег к вескому слову прокуратуры, которая и подтвердила, что почти 29 тысяч гривен за лавочку – это нормально, и что покупали лавочки законно.
Следующий скандал – вялотекущий. Он "перекочевал" в мэрство Кернеса еще со времен, когда тот был секретарем горсовета и исполняющим обязанности городского головы.
Все прошлое лето львовская фирма "ПЛ Лизинг" порывалась забрать за долги 10 трамваев и 90 троллейбусов, которые были переданы по лизинговой схеме Харьковскому КП "Горэлектротранс" 3,5 года назад, и за которые Харьков до сих пор не рассчитался. "ПЛ Лизинг" жаловался, что не получил от Харькова ни копейки с 1 января 2010 года. Назывались даже конкретные даты начала изъятия троллейбусов и трамваев, также фирма грозилась пожаловаться в Генпрокуратуру и арестовать имущество "Горэлектротранса".
Конфликт перешел в новый 2011 год. В начале февраля Кернес заявил, что горсовет заложил в бюджет 3 миллиона гривен на оплату долга "ПЛ Лизинг", из которых 1 миллион уже перечислен во Львов. На сегодняшний день конфликт еще не улажен окончательно.
Еще одно дело, облетевшее украинские СМИ в период мэрства Кернеса, – дело о том, как одна из харьковских фирм "отмыла" 3 миллиона гривен, выделенных из горбюджета, на фиктивной борьбе с сосульками.
По информации прокуратуры Харьковской области, заказчиком работ является коммунально-строительное предприятие Коминтерновского района, входящее в структуру департамента жилищного хозяйства Харьковского горсовета. Кернес заявил, что намерен выступить стороной по этому делу, но подчеркнул, что "таких сумм, которые звучат в информации, в городском бюджете не предусмотрено".
Следующий пункт – не скандал и не конфликт, а скорее забавная оплошность, которая не к лицу высокопоставленному чиновнику, оговорка из разряда таких, которыми почти каждый день радует украинцев Виктор Янукович. Геннадий Кернес на одном из брифингов упорно называл монумент Независимости в центре Харькова памятником Соборности. Ошибка мэра объясняется тем, что к монументу Независимости на площади Розы Люксембург городские и областные власти ежегодно возлагают цветы в День Соборности Украины.
Еще один курьез первых 100 дней: "Президент Украины Виктор Янукович, выступая в Харькове на расширенном заседании регионального комитета экономических реформ, забыл отчество мэра Харькова Геннадия Кернеса. "И… не вижу… а, сидит Геннадий. Геннадий… я извиняюсь, Кернес… я знаю, что это также современный человек. И я жду, что такой город как Харьков будет задавать тон Украине", - сказал Янукович. Но возможно, это была маленькая месть со стороны Президента, ведь, представляя Януковича, в Харьковской обладминистрации перепутали его фамилию с фамилией его предшественника – Виктора Ющенко.
Бесспорным позитивом первых 100 дней мэрства Геннадия Кернеса является открытие новой станции метро "Алексеевская", которую строили 6 лет. Две предыдущие станции Харьковского метрополитена – "Ботанический сад" и "23 августа" были открыты в 2004 году.
И вот 21 декабря 2010 года долгожданная "Алексеевская" была открыта. Уже к 2012 году городские власти обещают новую станцию на этой же ветке – "Проспект Победы".
Новые "евро"-автобусы и троллейбусы также пришли в Харьков в дни мэрства Кернеса. В конце ноября Харьков получил первый автобус, изготовленный на Львовском автобусном заводе в ходе подготовки города к Евро-2012. Всего горсовет оплатил 16 таких автобусов. А в конце января в Харьков приехала первая партия новых троллейбусов, поставленных по договору между КП "Харьковпасс" и ООО "Львовские автобусные заводы". В начале февраля перевезли еще 22 троллейбуса, 3 были "на подходе".
В это же время Харьковский горсовет перечислил второй транш в размере 110 миллионов гривен на покупку новых троллейбусов к Евро-2012. Также Кернес говорит, что ведутся переговоры с представителями бизнеса на приобретение новых автобусов.
26 ноября в Харькове презентовали официальные Талисманы Евро-2012 – кукол-близнецов Славека и Славко. Геннадий Кернес вместе с директором МОК "Евро-2012. Украина" Маркияном Лубкивским, Генеральным консулом Польши в Харькове Яном Гранатом с удовольствием позировали в обнимку с талисманами. Маленький, но все же позитив.
Став мэром, Геннадий Кернес ударился в спорт. Не проходит и месяца, чтоб он не порадовал папарацци очередной оригинальной фотосессией – то мимоходом в шашки в метро с пенсионерами сыграет, то в хоккей сразится. Спортивный мэр – это ориентир для горожан. Только вот в прорубь на Крещение городской голова все никак не осмелится нырнуть, а вот губернатор Михаил Добкин – всегда готов!