Периодическая аттестация на знание ПДД практикуется и в США, и в европейский странах. Но совершенно не верится в достойную и правомерную реализацию чего-то подобного в Украине.
Если разобраться, украинское законодательство не испытывает дефицита в жестких мерах наказания. За нарушение многих правил дорожного движения предусмотрено лишение прав на срок от нескольких месяцев (не пропустил пешехода на «зебре») до полного изъятия водительского удостоверения (сел за руль пьяным или «под кайфом»). Жесткие меры есть, а субъекта исполнения – нет. Некому предотвращать правонарушения и наказывать за правонарушения. Превысил скорость, проехал на красный, пересек сплошную и не хочешь доводить дело до протокола – у этого есть своя цена. На наших дорогах можно нарушить любое правило – и при наличии достаточного количества денег и связей можно нарушать дальше. Пример сына прокурора из Днепропетровска, сбившего осенью насмерть трех женщин на пешеходном переходе, это вполне доказывает.
Сегодня любой водитель может констатировать: уровень коррупции зашкаливает. А если система построена на коррупции, то точечными мерами это не устранить. Наивно полагать, что в государстве, где в автошколе ученикам говорят, какую сумму нужно принести перед экзаменом, чтобы его «сдать без проблем», переэкзаменовка раз в несколько лет будет самой что ни на есть настоящей, а результат – неподкупным. Не питает иллюзий на счет этой инициативы председатель Харьковского автоклуба Олег Колесник. На пресс-конференции в ИА «МОСТ-Харьков» он заявил, что во введении ограничения срока действия водительских прав до 10 лет можно было найти какой-то смысл, если задаться целью его поискать.
«Например, подготовка к пересдаче экзамена заставит водителей перечитать Правила дорожного движения, которые были изменены буквально в прошлом году, а многие водители до сих пор об этом даже не знают. А ведь новые Правила во многом защищают права водителей», – предположил Колесник.
«Учитывая реалии нашей страны, нетрудно представить, во что это превратится. Будет выстроена очередная коррупционная схема, которая позволит обогащаться определенным лицам на данной проблеме. Я думаю, что этот вопрос будет очень сложен для большинства водителей и это будет очень дорого», – сказал он.
При этом эксперт отмечает такую особенность: наше ГАИ часто ссылается на практику других стран, где, якобы, такие правила уже давно существуют, – например, упоминают Германию. «Но, как ни странно, Германия вводит ограничения по срокам действия прав только в следующем году. На сегодняшний день этого нет. И речь там не идет о пересдаче экзамена, просто переклеивается фотография на правах», – объяснил Колесник.
Мы все помним, как больше года назад за нарушение ПДД были увеличены штрафы в несколько раз. Водители тогда прогнозировали, а сейчас констатируют, что на практике это означает повышение номинала банкноты, присовокупленной к правам – перед тем, как отдать эти права остановившему вас инспектору ГАИ.
Кстати, о банкнотах. Вот пример из Канады: отец моего приятеля спросил у местного полицейского, что будет, если он вложит в права 200 долларов. Полицейский ответил, что это будет зависеть от его настроения. Если настроение будет хорошим, он повернется спиной к камере и скажет: «Сэр, мне кажется, вы что-то забыли в ваших правах, заберите». А если настроение будет не очень, то он станет так, чтобы камере было видно деньги – разумеется, адвокат потом докажет, что доллары совершенно случайно оказались в правах, но на адвоката придется потратиться довольно серьезно. Ну а если настроение полицейского будет совсем неважным, то он начнет торговаться и запишет разговор о намерении дать взятку, после чего водителю адвокат уже не поможет – речь будет идти о тюрьме.
На украинских дорогах все эти три сценария выглядят в равной степени утопией. Денис, инструктор одной из харьковских автошкол, придерживается мнения о том, что инициативы ГАИ сами по себе вроде неплохие, но на деле не работают: «У меня стаж 20 лет, я езжу аккуратно, правил не нарушая. После повышения штрафов я обогнал на трассе машину, пересек сплошную – ну не было просто сил уже ждать, дедушка за рулем «москвича» ехал сорок и уходить вправо не собирался, а мне сворачивать на обочину не хотелось, жалко машину. Остановил гаишник, я не отпирался – да, нарушил.
Составили протокол. Штраф был чуть больше 300 гривен. Ну, я пошел платить – и что началось! Сначала в сберкассе не было нужной формы для оплаты – пришлось идти в ГАИ, брать там форму, ксерить, идти в сберкассу, еще что-то там… Я два дня на это потратил, мотаясь из одного конца города в другой. Заплатил, взял платежку. А потом, через несколько месяцев при прохождении техосмотра мне в ГАИ говорят: «А у вас штраф не погашен» - и показывают мой штраф в компьютере. Я говорю – как это, вот же платежка! А мне отвечают, что надо было с этой платежкой еще идти в ГАИ, показывать ее и просить удалить меня из списка в базе. Я об этом не знал, о процедуре никто не информировал. Я говорю: «Что же делать?» А гаишник мне отвечает: «Ну давай полтинник, я вижу, платежка есть – я тебя сейчас из списка удалю».
По поводу перспективы сделать права временными и раз в несколько лет сдавать экзамен Денис настроен скорее скептически. «С одной стороны, намерение хорошее – чаще люди будут повторять правила, это будет держать их в тонусе. Это возможно, но не в нашем государстве. У нас все будут решать через взятки».
Именно поэтому каждый новый закон с внешним намерением «сделать мир лучше» на деле оказывается новой статьей неофициальных доходов для чиновников. Потому что уже действующие законы давно являются такими статьями.
У Могилева в его рацпредложениях очень много слов «надо», «необходимо» – отбирать права у пьяных, вернуть на дороги посты ГАИ. При этом нет последовательной реализации предложенного. Остается надеяться, что и этот проект очередной выкачки денег из населения «зависнет» на стадии разработки.