Одно дело, когда достоинства Виктора Федоровича превозносит Анна Герман. Понятно, когда гаранта взахлеб нахваливает Чечетов. Забавно, как на «цветущие каштаны и раздевающихся женщин» реагирует Александр Ефремов – «а то, что возят в машинах – еще лучше…».
Но когда откровенным лизоблюдством занимается Литвин, это не смешно. Точнее, над «критика – рабская привычка» посмеяться еще можно. Но пассаж: «скажите, кто предложил активную работу по выведению страны из сложного социально-экономического положения? Кто на деле очертил и предложил свое видение реформ и настаивает на осуществлении далеко непростых изменений? Президент Виктор Федорович Янукович!» - явный перебор.
После которого на Литвине, как политическом деятеле в принципе можно ставить крест. Как на субъекте самостоятельном – тем более. Что, собственно, уже сделано результатом президентских и парламентских выборов.
На видео: таймкод 3:25
Запуганного, опасающегося потерять и статус, и кресло, закошмаренного призраком Пукача, по-человечески его можно понять. Героической жизни в Лукьяновском СИЗО он предпочел тихую политическую смерть в Верховной Раде. Бог ему судья.
Однако, выступая на открытии сессии, спикер расписывается не за себя – весь парламент.
Парламент, помноженный новой властью на ноль.
Почему, спросите? Разве у новой власти атрофирован инстинкт самосохранения? Ведь, парламент – главный элемент системы «сдержек и противовесов». Причем системы саморегулирующейся, всегда лояльной к властям. Да, видимо, атрофирован.
С чего началась деградация белорусской демократии? С умножения на ноль парламента. Который, де-юре – есть, де-факто – нет. Значит, гражданам, избравшим себе представителей во власть, обратиться не к кому. Представители ни на что не влияют и ничего не решают. Основополагающие гражданские права, таким образом, попраны.
Чего ж удивляться инициативе господина Макеенко относительно целесообразности изъятия из Конституции нормы о непременном личном голосовании народных депутатов? В самом деле, что проще: перевоспитать (более конструктивный вариант – переизбрать) депутатов или переписать под них Конституцию?
Конечно, второе! Покуда общество молчит, не возмущается – второе. Вне сомнений!
Карты. Общество молчит, покуда молчат элиты. Вот – две зарисовки «из жизни олигархов», подсказывающие: молчать им осталось уж недолго.
Итак, оба наших героя истово боролись за «Украину для людей». Первый боролся скорее по инерции, чем по убеждению. Второй – по убеждению Юры Енакиевского.
Первый на вопрос «как дела?», отвечает сегодня сдержанно - «терпимо». Добавляет: «бизнес идет, команда играет. М-м-м-м, нормально все, в общем».
Услышать «терпимо» от Юрия Луценко или, допустим, Евгения Корнийчука – вполне ожидаемо. Но, от человека, постаравшегося для президентства Виктора Федоровича едва ль не больше остальных – странно. Мягко говоря. По логике, у него все должно быть «в шоколаде». Ан, нет, не получается.
Второй герой констатирует: при Кучме, де, были правила игры. Да, я мог обмануть конкурентов. Однако, во-первых, были конкуренты, то есть – конкуренция. Во-вторых, были равные условия – честная игра. Что выиграл, то - мое. Сейчас – никаких правил. Садимся играть в рамс. Я выигрывают, а мне говорят: извините, но вы проиграли, мы играли в буру.
Что любопытно: второй считает первого (межличностное общение у них отсутствует) главной «надеждой нации». Мол, когда у него совсем все плохо станет, тогда он возьмется за ум – нынешняя власть вынужденно прекратит беспредельничать, а дела оппозиции резко улучшаться.
О ком речь, догадаться, думаю, несложно.
Два коня. Поскольку форма, в нашей действительности – не просто внешняя оболочка, но – один из способов постижения глубинной сути, невозможно не порадоваться тому, что в Польше Виктору Федоровичу подарили двух лошадей. Что смутило – судя по промелькнувшим видеокадрам – даже самого Януковича. Поскольку получить жеребцов в подарок от президента Монголии или, скажем, Татарстана – вполне закономерно. Но вот в Европе высоких гостей, тем более – стратегических партнеров, «осчастливливать» подобными «подношениями» не принято. Можете представить, чтоб Саркози подарил скакунов, скажем, Берлускони? То-то.
Сей мэссидж – по образности, содержательности, ничуть не менее отчетлив, чем предоставление Данилишину политического убежища. В таком жесте, да еще от поляков (наиболее последовательных лоббистов Украины в ЕС) – вполне прозрачный намек. Именно: в Европу Украине путь заказан. По крайне мере при нынешней власти – точно.
Экс-чинам страны процветающей демократии убежища не предоставляют – оно им просто не надо. Руководителям страны процветающей демократии коней не дарят – это неприлично. Хотя б потому, что у руководителей стран процветающих демократий нет частных (!) угодий, размером с Монако, где б скакуны могли резвиться.
А у Виктора Федоровича есть Межигорье. Поместья, правомерность обладания коим Виктором Федоровичем – под очень большим вопросом. Но с риторичностью этого вопроса смирилось не только украинское общество – даже европейцы. Окончательно осознавшие: у страны, молча соглашающейся с подобным положением дел, европерспектив нет. И быть не может в принципе. Следовательно, такую страну лучше держать на безопасном для себя расстоянии. Подчеркнуто-уважительно, но – на расстоянии. Задабривая ее правителей цветными бусинами, да ожерельем из консервных банок. Лошадьми, то есть. На следующем этапе начнут дарить ковры. А, что? Ценное подношение уважаемым людям. Почему, нет? Если Коморовский решился всучить украинцам лошадей, неужто Ангела Меркель, допустим, пожадничает ковер? Жаль, шелка и специи ныне уж не в дефиците.
Что такого, скажете вы. Путину, де, гнедых тоже дарили. Да, дарили. Но Россия не претендует на евроинтеграцию. И не чурается своей азиатчины.
От эксцентричного Хрущева откупались, кстати, «мерседесами». И он сего не стеснялся. А Виктор Федорович, как было сказано, кажется, еще стесняется. Так, может, еще не все потеряно?
Подобно герою ленты «Деньги, карты, два ствола», выбор у него есть даже в финальной сцене: сбросить в реку антикварные ружья или ответить на звонок друзей, желающих предупредить его о ценности стволов, которые он намерен утопить.
П.С. Цитата из «Википедии»: «Передовица (разг. или проф.-жарг.) — передовая статья, то есть программная, установочная статья (обычно анонимная), помещаемая на первой полосе газеты или журнала и выражающая мнение редакции или учредителя по каким-либо важным вопросам текущего момента».
В данном случае – не анонимная. Но – программная. Всерьез анализировать заявления Литвина, предложения Макеенко, невозможно. Еще большим абсурдом на абсурд не отреагируешь: все рекорды абсурдности новой властью уже побиты.