По слухам, секрерать СНБО Раиса Богатырева может вернуться на пост министра здравоохранения, который она уже занимала год с января 1999-го по январь 2000-го годов. Нынешний министр здравоохранения Зиновий Мытнык, который уже почти три года работает в министерстве, якобы присматривает себе новое место — либо в Ивано-Франковской области, где нынешний министр проработал 25 лет и где сейчас перед ним снова открытились хорошие карьерные перспективы, либо же в системе государственного здравоохранения, но менее хлопотное, чем кресло министра.
Все фото: Макс Левин
Министр здравоохранения в Украине - не должность, а пороховая бочка. Ему приходится расхлебывать ежегодные вакцинальные скандалы, тендерные злоупотребления, за которые непонятно кого посадят, да еще и эпидемию гриппа раз в год — вообще ЧП вселенского масштаба. Желанием Зиновия Мытныка уйти с должности до начала эпидемии вполне понятно — должности в системе здравоохранения существуют не менее хлебные, но куда более безопасные, на которых не нужно отчитываться перед всей страной за закупочную цену тамифлю и принимать в подарок от международных организаций сомнительные вакцины от гриппа, не прошедшие регистрацию в Украине. Можно предположить, что на должности главного врача номенклатурной больницы «Феофания», с которой Зиновий Николаевич ушел на работу в министерство, он чувствовал себя гораздо спокойнее.
Но зачем же должность министра здравоохранения Раисе Богатыревой, которая уже три года возгавляет Совет национальной безопасности и обороны? По слухам, сама Раиса Васильевна возвращаться в министерское кресло желанием не горит, так как для нее это — понижение по службе. С другой стороны, с украинским здравоохранением, а, точнее, с фармацевтикой, Богатырева связана очень тесно.
Напомним, в 2008-ом году Юлия Тимошенко, которая тогда была премьер-министром, потребовала у министра внутренних дел (в те времена - Юрия Луценко) назвать фамилии высокопоставленных чиновников, которые причастны к легализации торговли трамадолом в Украине. "Я благодарна Вам, Юрий Витальевич, за то, что вы сделали все, чтобы прекратить торговлю трамадолом. Но если Вы сказали А, то надо назвать и букву Б - назвать тех представителей высшей власти, кто к этому причастен, назвать секретаря Совета национальной безопасности и других высокопоставленных чиновников", - заявила в сентрябре 2008-го Тимошенко.
Секретарь национальной безопасности на букву Б — это, конечно же, Раиса Богатырева. Напрямую связать ее с производством, торговлей или противостоянием запрету трамадола невозможно. Отвечать на выпад Тимошенко Богатырева в 2008-ом не стала — сказала журналистам, что пусть сначала Тимошенко ответит за инфляцию в стране. Хотя главным «трамадольшиком» во власти является, как сплетничали тогда злые языки, является не Богатырева - народный депутат Николай Янковский, который только в сентябре этого года продал фармконцерн «Стирол», производивший некогда трамадол в огромных, превосходящий официальные нужды количествах. Богатыреву и ее давнуюю подругу, главу Комитета по вопросам здравоохранения Татьяну Бахтееву, те же злопыхатели называли главными лоббистами трамадола во власти. Однако, в 2008-ом трамадол таки стал официально наркотическим веществом и рецептурным препаратом и из свободной продажи исчез.
Вместе с тем, сегодня возвращения на пост главы Минздрава Богатыревой будет иметь большее значение для рынка вакцин, чем для борцов с наркоманией. Дело в том, что Раиса Васильевна является почетным президентом и, по информации trust.ua, акционером харьковского предприятия «Биолек», крупнейшего производителя иммунобиологических препаратов в стране. Принадлежит «Биолек» якобы сыну Богатыревой Александру Богатыреву, хотя точно известно только то, что он лоббирует продвижение препаратов этого предприятия на рынке. Государство закупает немало вакцин за рубежом, у всемирно известных производителей, и «Биолек» претендует на то, чтобы оттянуть на себя часть этих закупок. Логично предположить: позициии «Биолека» в госзакупках с приходом Раисы Богатыревой укрепятся.
***
В том, что Богатырева, при всей своей явной связи с фармбизнесом, станет министром здравоохранения, ее высокопоставленные однопартийцы говорят журналистам по секрету но - с большой уверенностью. Действительно, в Украине, где отделение власти от бизнеса закончилось, так и не начавшись, это назначение (если случиться) будет не самым резонансным. Кроме того, в нашей стране для того, чтобы лоббировать интересны определенного фармпредприятия, не обязательно становиться профильным министром — для этого достаточно просто дружить с властью. Словом, существует масса возможностей, благодаря которым Раисе Васильевне вовсе не обязательно спускаться в министерское кресло накануне эпидемии гриппа.