ГлавнаяКультура

Асоциальная сеть

В прокат выходит «Социальная сеть» Дэвида Финчера – остроумная иллюстрация процесса зарождения Facebook и рефлексия над важными вопросами современности: зачем и почему появились социальные сети? Фильм уже окрестили «Уолл-стрит» наших дней, и у него есть все шансы стать одним из самых выдающихся фильмов начавшегося десятилетия.

Асоциальная сеть

Финчер уже проделывал подобное со своим фильмом «Зодиак» (2007), который был занесен критиками в разнообразные списки топ-фильмов нулевых, но провалился в широком прокате. «Социальная сеть» же вышла на экраны с заранее известным количеством потенциальных зрителей – 500 млн. человек (именно столько пользователей зарегистрировано в соцсети Facebook), и мы рискнем предположить, что на сей раз критики и зрители сойдутся во взглядах.

Картина поставлена по известной книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: альтернативная история создания Facebook», ее сюжет строится на том, каким образом гарвардский аутсайдер и компьютерный гик Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) стал самым молодым миллиардером в истории и внес непоправимые изменения в то, что мы привыкли называть социальным. «Социальная сеть» начинается тяжеловесным диалогом между Марком и его девушкой Эрикой – он страстно вещает о том, что хочет попасть в элитные клубы Гарварда, она убеждает его в том, что ему нужно быть собой. Не умея ладить с людьми и ставя логику выше тактичности, Марк, конечно же, теряет девушку (она его бросает), и он, расстроенный, уходит домой.

Там, напившись пива и написав пару оскорбительных записей в блоге, он взламывает серверы закрытых клубов университета, скачивает оттуда фотографии студенток и на скорую руку клепает сайт, на котором можно выбрать самую привлекательную девушку Гарвардского кампуса. То, что было всего лишь злобной шуткой неудачника, дало неожиданные результаты: около 22 тысяч посещений сайта за два часа. Сервер университета, естественно, падает от немыслимого трафика, а в голову как Марка, так и амбициозных братьев Уинклвосс (Арми Хаммер), приходит идея о создании социальной сети Гарварда, где каждый студент мог бы завести свою страничку и поместить туда все, что ему захочется.

Смекнув, что с Уинклвоссами и их идеей эксклюзивного интернет-клуба далеко не уедешь, Цукерберг сам принимается за создание социальной сети MyFacebook, взяв в напарники и финансовые директоры своего единственного друга Эдуардо Северина (Эндрю Гарфилд). Месяцы тяжелой работы, знакомство с осовремененным Мефистофелем – Шоном Паркером (Джастин Тимберлейк), который помогает монетизировать Фейсбук и, фактически, вытаскивает Цукерберга на свет Божий и делает из него миллиардера, и вуа-ля – Facebook становится первой в мире социальной сетью и меняет наш мир навсегда.

Но «Социальная сеть» отнюдь не исчерпывается пересказом того, как зарождался Фейсбук, хотя даже сам пересказ непрост: на протяжении двух часов, все больше увязая в мастерски сплетенной сети диалогов, зритель не может понять, на чьей он стороне – обиженных Эдуардо и близнецов, подавших на Цукерберга в суд, или же на стороне юного гения от веб 2.0.

Загадочной остается также и мотивация героя – не смотря на всю скудость своих коммуникативных способностей, он первым догадывается о возможности дублирования общества в Интернете. Фраза Паркера «Раньше люди жили в городах, теперь будут жить в Интернете» оказывается пророческой: Фейсбук становится не просто отображением общества, он и есть само общество – структурированное по интересам и с улучшенными возможностями налаживания контактов вполне в духе нашего времени. Что двигало Цукербергом, когда он неистово выстукивал десятки тысяч строк кода по клавиатуре? Желание отомстить? Униженное невозможностью вступить в элитные университетские клубы достоинство? Жажда самовыражения?

Заслуга Финчера как режиссера заключается в том, что он, тонко чувствуя изменения, которым подвержено современное общество, не выносит этому самому обществу приговор, не берется ни осуждать Цукерберга и его детище, ни перехваливать, подавая его историю под разными соусами: со стороны бывшего друга, а теперь одного из истцов, Эдуардо, из уст адвоката братьев Уинклвосс, или же от лица самого Марка.

Поэтому «Социальная сеть» – это, в первую очередь, весьма умный и своевременный повод поговорить о соцсетях в целом, и Фейсбуке в частности. Гений Цукерберга, как бы пафосно это ни звучало, состоит в том, что он не придумал Фейсбук, он его открыл, как будто идея этой социальной сети лежала у всех под носом, но никто ее не видел. Проверить это можно будет лет через десять, когда новое поколение, не знающее, что такое жизнь без Интернета, начнет свой путь социализации с заведения аккаунта на Фейсбуке. Другими словами, они и представить себе не смогут, что когда-то Фейсбука не существовало, он станет такой же неотъемлемой частью социальной жизни, как правила дорожного движения. Если, конечно, все разговоры о сильных магнитных бурях – неправда.

В пользу этого нахального, как может показаться на первый взгляд, заявления, говорит то, с какой ошеломляющей скоростью Фейсбук вписался в отношения между людьми. Наглядным примером этого становится та сцена в фильме, когда девушка Эдуардо устраивает тому разборки по поводу того, что в его статусе на Фейсбуке до сих пор написано «не женат». Прошло совсем немного времени (года 3-4, если судить по хронологии событий фильма) со времени создания прото-Facebook, а виртуальная страничка уже становится поводом для выяснения реальных отношений.

Можно предположить, что если бы Цукерберг не додумался до создания Фейсбука, то кто-то сделал бы это вместо него. Трудно сказать, как обстоит дело с реальным Марком, но Цукерберг у Финчера, при всей своей невротичности и социальной безграмотности, идеально подходит для создания социальной сети. Структура его речи, которую мы слышим (к слову, украинский дубляж сделан очень удачно, он не портит эффект) в вышеупомянутом диалоге с Эрикой – мощный и быстрый поток умозаключений, изредка украшаемый шутками «для самых умных», как нельзя лучше отображает парадоксальную суть общения на Фейсбуке. Ведь, в конечном счете, мы воспринимаем лишь густой поток речи, выделяя для себя лишь незначительную его часть, а сознательный ответ даем на еще меньшую часть произнесенных реплик.

Другой парадокс Фейсбука состоит в том, что имея полтысячи друзей, нам все равно будет не с кем поговорить – имея 500 миллионов возможностей для коммуникации, вместе с этим мы получаем около 500 миллионов негативных результатов, то есть вероятность успешности общения сводится практически к нулю. Таким образом, создав клуб, лишенный какой-либо элитарности или эксклюзивности, клуб, который делает мир более открытым (так написано у Марка Цукерберга на его странице в Facebook), Цукерберг одновременно создал нечто асоциальное.

Актер Джесси Айзенберг проявил свой талант во всей красе, показав, что для того, чтобы создать социальную сеть и совершить революцию, не обязательно уметь общаться с людьми и быть душой компании, как это делал герой Джастина Тимберлейка, и не обязательно играть по общепринятым правилам, как это пытался делать Эдуардо, вознамерившийся начать монетизацию Фейсбука с обивания порогов мелких рекламодателей. Обязательными являются лишь хорошая интуиция и серьезное стремление к достижению своей цели. Это и сделало Цукерберга новым Биллом Гейтсом, Дэвида Финчера – убедительным глашатаем современности, а «Социальную сеть» – великим фильмом, который нельзя пропустить как минимум потому, что 500 миллионов ваших потенциальных друзей сыграли в нем главную роль.

В прокате с 21 октября.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram