ГлавнаяКультура

Джазовый фестиваль в Коктебеле. Импровизация #8

За последний месяц Черное море внимало музыкальным фестивалям дважды. Фестиваль с порядковым номер один под названием «ШансонЪ у моря» проходил в августе в Севастополе.

Джазовый фестиваль в Коктебеле. Импровизация #8
Фото: Александр Ратушняк

Причем, не просто так, а под патронатом родного министерства культуры и при личной поддержке Виктора Януковича. Который, говорят, сам принимал участие в выборе названия «песенного форума». Трехдневного мероприятия, которое по версии устроителей, должно отныне представлять Севастополь, как «исторический и культурный центр всей Украины», служащий «делу развития и укрепления культурных связей украинцев с близким и далеким зарубежьем». Чему явно должны способствовать авторы и исполнители «популярных CD-сборников «Блатная фишка», «Блатняк», «Золотые купола», «Новая блатная лирика» или «Блатные песни о главном»… Б-р-р-р-р

Фестиваль с порядковым номером два под названием «Коктебель джаз-фестиваль 2010», или попросту джазфест, без всяких минкультов и президентов восьмой год подряд традиционно зажигал в сентябре в сакральном поселке под Феодосией. Название которого в переводе с крымскотатарского варьируется от «края серо-голубых холмов» до «серого коня со звездочкой на лбу». Насчет коней не знаю, не видела. А вот с серо-голубыми холмами проблем нет. В первую очередь, это касается главной коктебельской визитки - Карадага. Еще одна коктебельская визитка – нудистский пляж. За забором которого расположилась одна из двух основных сцен джазфеста. Кстати, именно отсюда нудизм, с легкой руки поэта и художника Максимилиана Волошина, начал свое распространение в Российской империи. И явно неспроста вторая основная сцена расположена именно на Волошинской даче.

Фото: Александр Ратушняк

- Все это джаз, - говорит дредовая обитательница нудистского пляжа Майя, приехавшая на джазфест из Москвы, очерчивая рукой панораму штормящего моря, Карадага, забора и обнаженных тел. – И это классный джаз. Классный драйв…» Спорить с ней бессмысленно. Потому что действительно, все классно. Даже невзирая не специфику крымских курортов. В смысле грязь и сервис. И на то, что на стартовой пресс-конференции мэр Коктебеля не удержался от самопиара в свете грядущих выборов. Почему-то думая, что несколько тысяч человек, прикативших в Коктебель за джазом, должны усилить его электоральный потенциал.

Ну, да ладно. Ведь джаз - это импровизация. А она, как известно, бывает удачная и не очень. Политика – это импровизация плохая. А вот джазфест в Коктебеле, наоборот. Поскольку это синтез импровиза музыки человека и музыки моря. Точнее, не так. Моря и человека. Поскольку музыканты и певцы меняются каждый год, а море с его внеконкурентной импровизацией, как главный участник фестиваля, который не вносится ни в одну из афиш, остается неизменным. В этом году море давало джазу в ритме шторма. Но это мало волновало народ, который начал стягиваться под Карадаг за пару дней до начала действа. Народ этот состоит, как из людей в пестрых одеждах, дредах, растаманских шапочках, с гитарами и барабанами под мышкой, так и из изысканных леди и джентльменов. Первые преимущественно будут тусоваться в районе сцены NU JAZZ у холма Юнге или пробовать свои силы на площадке «СВОБОДНОЙ JAM STAGE ПЕРВОГО АЛЬТЕРНАТИВНОГО» в клубе «Калипсо». Где собираются «самые свободные музыканты Коктебельской долины». Вторые, рассуждающие о современных джазовых течениях и высоком искусстве, может быть, тоже заглянут к новаторам и альтернативщикам, но все же больше предпочтут Волошинскую сцену. Где были заявлены серьезные команды. Вроде берлинского трио Carsten Daerr Trio с фри-джазом, или Кarl Ritter Trio - австрийская группа одного из самых востребованных европейских гитаристов Карла Риттера. Без мрачноватых, по словам Димы из Ростова-на-Дону, датчан FAERD trio&Jullie Hjetland. – Понимаешь, - сказал Дима, - На этом фестивале музыка должна передавать ощущение моря, позитива. Датчане хорошие, но ощущения моря нет»…

Фото: zvuki.ru

Хотя в этом году Волошинская сцена удивила несказанно. Помимо джазменов неожиданным артефактом всплыл EL Кравчук. Да еще и с романсами Вертинского. Что ни с современным, ни с классическим джазом явно не вязалось. Но, тем не менее, концерт прошел при полном аншлаге. А почему бы и нет. Ведь все, или почти все в нашей жизни – это джаз. Даже EL Кравчук. И Вертинский. Который на первый взгляд весьма далек от Армстронга, Гиллеспи или Эллингтона. Но на самом деле, только на первый взгляд. Кстати, не «чисто джазовой» была и сцена NU JAZZ. Та самая, под холмом Юнге у нудистского пляжа. Снова приехала из Белоруссии Бенька со своей «Серебряной Свадьбой». И, как всегда была принята публикой на ура. И потому что балаган с клоунадой. И потому что трогательные песни. Про любовь двух микробов или повествование червяка про пищевую цепочку.

Правда, перед открытием феста Бенька призналась, что программа будет посвящена морю. Которое, по ее словам, она впервые увидела именно в Коктебеле. И очарована морем, и Волошиным, и поэтами Серебряного века, в особенности Анной Ахматовой. Но на сцене была пищевая цепочка и сплошной кураж в духе века нынешнего. К тому же время от времени Бенька еще и передавала зрителям вино. А довольная публика пыталась одаривать Беньку в ответ. Один высоченный парень, обойдя охрану, размещенную по периметру, залез на забор, в силу своего роста легко перешагнул на сцену и торжественно вручил Беньке какую-то феньку. В смысле игрушку. Что не могло не порадовать певицу, поскольку до «Серебряной свадьбы» Бенька работала режиссером театра кукол.

Со специальной программой для Коктебеля прикатил легендарный «АукцЫон» во главе с бессменным Олегом Гаркушей. То, что вытворял на сцене главный аукцЫонист, пересказать нереально. Олег Скрипка, выдерживая формат фестиваля, приехал под Карадаг с джаз-бендом «Забава», и выдал с ними свои хиты «Весна», «Танцi» и «День народження» в абсолютно неожиданных обработках. А как умеет импровизировать Скрипка – известно.

Идею выступить с чужой группой «слямзил» у Скрипки и ветеран джазфеста знаменитый джазмен Карл Фриерсон (DePhazz). В Коктебель он прибыл с украинской «ДахаБраха», что в переводе со староукраинского означает давать и брать.

Фото: jazz.koktebel.info

Отвечая на вопрос LB.UA об этом совместном проекте с дающе-берущими, Фриерсон сказал - Это была моя самая большая мечта сделать совместный проект с «ДахаБраха». Когда я первый раз их услышал, я подумал «Вау!». У меня было ощущение духовного контакта с этой командой. Но я не знал, как поговорить с ними. Мы говорим на разных языках. Но, в конце концов, я написал песню специально для «ДахаБраха». Песню, которую мы спели вместе. Моя мечта сбылась.

- Вы говорили, что если получится выступление с «ДахаБраха», то вы включите эту песню в свой сольный альбом.

- Да. Я хотел бы, чтобы «ДахаБраха» была в моем сольном альбоме. Но я еще с ними не говорил об этом. Я надеюсь, они согласятся. А вообще фестиваль был замечательным. Я боялся, что мое выступление будет слишком поздно ночью. Люди устанут от многочисленных концертов, которые были до меня, и уйдут. Но когда я вышел на сцену, люди начали сходить с ума. Это прекрасный опыт. Такой опыт нельзя получить на других фестивалях. Многие фестивали очень коммерческие. Они потеряли дух музыки. На фестивале в Коктебеле есть какой-то особый дух музыки, который я не могу описать. Это то, что делает Коктебель особенным местом. С каждым моим новым приездом на фестиваль я вижу все больше и больше людей, больше счастливых и пьяных людей. Я думал на людей повлияет финансовый кризис, и они станут меньше покупать билеты. И я был поражен в этом году такому количеству людей.

Фото: nebratan.livejournal.com

- В чем особенность Коктебеля? Откуда в нем эта одухотворенность?

- Горы и море. Есть такая шутка – хорошие девушки попадают в Рай, а плохие в Коктебель. Вот, наверное, почему здесь так весело. Мы счастливые плохие люди. Это очень мило… «Насчет ночных концертов Карл был прав. Музыкантов на обеих сценах было настолько много, что попасть на все концерты, не имея парочки собственных клонов, было весьма проблематично. Только закончился концерт на NU JAZZ, как уже пора бежать на Волошинскую сцену. Закончился на Волошинской, и снова бегом на NU JAZZ. И так до поздней ночи. Некоторые этой «гонки меломана» не выдерживали. И предпочитали оставаться на какой-то одной площадке. А ведь были еще и свободные музыканты Коктебельской долины в клубе «Калипсо». Где кипела своя жизнь. В отличие от двух главных сцен, где были как бесплатные, так и платные концерты, на «Свободной JAM STAGE ПЕРВОГО АЛЬТЕРНАТИВНОГО» вход был всегда свободный. При этом еще и любой желающий мог показать себя как музыкант.

Т.е. зайти и поиграть на сцене. А насколько ты действительно чего-то стоишь в музыке, можно было понять по количеству денег, которые кидали в специальную шляпу каждому выступающему. Здесь, среди порой совсем неизвестных музыкантов, можно было послушать и звезд. Скажем, легендарную питерскую Умку. Как всегда непосредственную и абсолютно беспонтовую. Которая наравне со всеми ходила по залу со шляпой для денег…

Фото: jazz.koktebel.info

Ну а главным хэдлайнером программы NU JAZZ был конечно же Эл Фостер. Барабанщик-легенда, который больше 13 лет играл вместе с Майлзом Дэвисом. Уже несколько десятилетий Эл Фостер является самым известным новатором в джазе. Его барабаны можно услышать как во фри-джазе, так и в джаз-роке. Учитывая уже немолодой возраст Эла (он родился в 1944 году), возможно, это была уникальная возможность услышать великого барабанщика, которая может и не повториться.

Кстати, те, кто не попал на фестиваль в Коктебеле, могут услышать Эла Фостера в Киеве. 15 сентября в совместном проекте двух фестивалей Jazz in Kiev и Джаз Коктебель, на улице Лаврской, 34.

Писать что-то пафосное о том, что «мероприятие удалось», или «до встречи Коктебельский джазфест в следующем году» не хочется. Хочется продолжения драйва, моря и джаза. Постоянного ощущения свободы и права на импровизацию. Как там у Волошина - И тусклый мир, где нас держали, И стены пасмурной тюрьмы, Одною силой жизни мы, Перед собою раздвигали…

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram