ГлавнаяОбществоОсвіта

Профессия ценой в полмиллиона

Размеру зарплат пилотов в Украине могут позавидовать даже депутаты. Ведь суммарный доход около 400 тысяч грн в год – для рядовых украинцев со средней месячной зарплатой в 2021 грн – цифра заоблачная. Вот только стать пилотом у нас может лишь человек богатый.

Профессия ценой в полмиллиона

Сколько в Украине тех, кто променял землю на воздух, точно не известно никому. Такую информацию не смогли предоставить и во Всеукраинском профсоюзе пилотов. Хотя их «дефицит» составляет около четырех сотен человек. По крайней мере, такую цифру озвучил бывший ректор Государственной летной академии Михаил Рубец в интервью изданию «Голос Украины».

Ежегодно профильные факультеты выпускают сотни студентов, но, как оказалось, практическая их подготовка оставляет желать лучшего. С теорией в Украине проблем нет, как и с преподавательским составом, закаленным еще в Советском союзе. А вот с тренажерной и летной техникой – дела обстоят куда хуже. Летать практически не на чем. Это при том, что отечественное самолетостроение славится на весь мир; при том, что ГП «Антонов» готов принимать участие в конкурсе на поставку заправщиков для Пентагона. «Соорудить» парочку учебных самолетов – на это у государства, как всегда, средств не хватает.

А ведь пилотов у нас готовят всего 3 вуза и один колледж. Не так много, если учесть, что в общей сложности министр образования Дмитрий Табачник насчитал их аж 862. Вот только стать студентом профильного вуза – все равно, что поступать в Сорбонну. Дорого, дорого и еще раз дорого. Естественно, как и в каждом высшем учебном заведении, в НАУ, ГЛАУ и ХАИ предусмотрены бюджетные места, но попасть на них без связей/связей/денег или связей/денег/денег практически нереально.

Общая стоимость обучения в Государственной летной академии (г.Кировоград), славящейся некогда на весь СССР, составляет 539 740 грн. Причем, весьма кругленькую сумму в 50 тысяч грн придется «выложить» сначала на втором году обучения и абсолютно умопомрачительную на четвертом – 470 786 грн. Все просто: эти суммы – плата за топливо, которое студент-контрактник обязан из своего кармана оплатить при налете необходимых часов. Само же обучение обойдется, в среднем, в 8 тысяч.

Что интересно, ГЛАУ - единственный среди отечественных профильных вузов – обнародовал на своем официальном сайте общую сумму стоимости обучения. В приемной комиссии Национального авиационного университета озвучили лишь базовую - 16 900 в год. Сколько нужно дополнительно заплатить за налет часов, там не знают. Как не знают и о количестве бюджетных мест на 2010 год. Учитывая, что в Харьковском авиационном институте бюджетников всего 15, в Кременчугском колледже госзаказ не превышает 20-ти, вряд ли количество «счастливчиков», которые смогут сэкономить родителям полмиллиона гривен, перевалит в общей сложности за сотню. Как, впрочем, и количество тех, кто в состоянии заплатить такую сумму за свою любовь к небу.

Судя по отзывам на различных форумах, студенты не особо довольны тем, как ведется их подготовка к работе на километровой высоте. Если теорию с горем пополам они «простить» могут, то невозможность налетать необходимые 100 часов сильно возмущает. Особенно учащихся за государственные деньги, которым к окончанию вуза удается налетать лишь 50% от необходимого количества часов. Дети более состоятельных родителей поступают хитрее: оплачивая полеты самостоятельно, приблизительно 130 долларов в час (расценки ГЛАУ). Иначе диплом по окончанию им выдадут без сертификата, предоставляющего разрешение на совершение коммерческих полетов. То, ради чего, все это, в общем-то, и задумывалось. А таких студентов достаточно. Таким студентам приходится обращаться в частные авиационные центры, чтобы там, за гораздо большие суммы, «долетать» заветные часы.

В Международном авиационном центре, к примеру, час полета на «серьезной» технике составляет около 360 долларов. Но и самолеты здесь значительно более высокого класса.

Зарплата пилотов в Украине колеблется от 6-7 тысяч долларов и до… Предел, наверное, есть, но каков, неизвестно. Так что окупиться расходы на обучение могут с лихвой года за 1,5.

Однако прежде, чем взвешивать все за и против, калькулируя соотношение расходов с последующими доходами, стоит пройти серьезнейшую медкомиссию. Где минимальное отклонение от нормы ставит крест на мечтах о небе. И если есть проблемы с сердцем, носом, зрением, желудком, легкими или нервами – выбирайте другую специальность. Как впрочем, и тогда, когда вас гложет лишний вес или, наоборот, чрезмерная худощавость. Рост, что самое интересное, особого значения не имеет. И как бы ни ругали украинскую систему обучения, всегда готовую нажиться на вас, тут липовая медицинская справка не пройдет, рано или поздно ее все равно забракуют. Так что диплом пилота труднодоступен не только в виду заоблачной стоимости.

Здоровья – именно его хотела бы пожелать редакция LB.ua всем работникам авиации в День авиации, который Украина традиционно отмечает в последнюю субботу августа с 1993 года. И, прежде всего, - пилотам, поскольку работа на серьезной высоте оставляет негативный отпечаток на здоровье человека. Очень часто - ближе к преклонным годам - «ветераны авиации» переживают по несколько сердечных приступов.

Однако, пилотами в Украине могут стать, как было сказано только люди небедные. Ведь для того, чтобы оплатить такое обучение ребенку маме-учителю придется откладывать всю свою зарплату 25 лет. Ну, или 12,5, - это если получится попасть на бюджет.

Валентина МерещукВалентина Мерещук, випускова редакторка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram