Компания, собственником которой является «Газпром» и которая и шагу не сделает в информационной политике без высочайшего соизволения, предъявила Лукашенко обвинения, которые обычно высказываются оппозицией этой страны – и в убийствах политических оппонентов, и в подавлении демократии, и в «приватизации» государства... Александр Лукашенко не остался в долгу. Еще до демонстрации нашумевшего документального фильма по российскому телеканалу в газете «Советская Беларусь» появилась большая статья спикера верхней палаты белорусского парламента. В статье высокопоставленный чиновник задавался вопросом: почему же это в союзном государстве разные цены на энергоносители для двух его частей? И объяснял, что белорусам не нужна цена ниже, чем в Европе или в Украине. Им нужна та же цена, что и в России – низкая или высокая. О российском тандеме в «Советской Беларуси» тоже высказались пренебрежительно, напомнив, что и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева в Кремль привели «за ручку» – об этом очевидном для любого здравомыслящего человека факте политической карьеры двух руководителей страны в России не любят вспоминать. После первой серии «Крестного батьки» в белорусском телеэфире появился президент Грузии Михаил Саакашвили. Беседа с ним вызвала в Москве настоящее бешенство, тем более что президент Грузии счел необходимым отозваться о просмотренном российском фильме и напомнить, например, о судьбе Анны Политковской. После второй серии «Крестного батьки» в правительственной газете «Республика» появилась большая статься о сегодняшней России... глазами Бориса Немцова, автора нашумевшего доклада об эпохе Путина.
Мы стали свидетелями настоящей информационной войны – причем войны циничной. О том, что происходит в Беларуси, в России знали всегда. Но российские телеканалы предпочитали об этом не рассказывать – или рассказывать в моменты кризисов в отношениях между двумя странами. Российские политики любили говорить о белорусском экономическом чуде – теперь те же самые люди, уверявшие, что являются лучшими друзьями Александра Лукашенко, обвиняют его в паразитировании на российской экономике. Лукашенко фактически поддержал российское вторжение в Осетию, а теперь обнимается с Саакашвили в Крыму и предоставляет ему лучшее время в белорусском эфире. Саакашвили называл Лукашенко колхозником и марионеткой Москвы, а теперь рассказывает белорусским телезрителям об их европейских корнях. Бориса Немцова со скандалом депортировали из Беларуси, а теперь правительственная газета пользуется его выводами для того, чтобы доказать читателям коррумпированность и недемократичность режима, созданного Владимиром Путиным. Но – на войне как на войне. Тут не до чистоплюйства и воспоминаний о позициях недавнего прошлого.
Возникает, однако, вопрос о причинах этой войны. Александр Лукашенко раздражает Москву уже не первый год – можно сказать, все время президентства Владимира Путина. Тем не менее, российское руководство никогда не переходило границ во взаимоотношениях с соседом – тем более после того, как все российские телеканалы перешли под полный контроль околокремлевских группировок и стало невозможным объяснять, что «это они сами». К тому же Лукашенко при всех трениях, которые возникали между Минском и Москвой, предпочитал держаться в фарватере интеграционной пропаганды. Да, Беларусь не признала независимости мятежных грузинских автономий, но Лукашенко присоединился к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана – несмотря на то, что российское руководство выхолостило этот проект в пользу собственного энергетического лобби и Лукашенко до последнего дня медлил с участием Минска в новом объединении.
Но сегодня Москву интересуют не фарватер и не лозунги. Ее интересует белорусская собственность. Время, когда Владимир Путин нуждался в разговорах о грядущем объединении бывших советских республик и называл крах СССР величайшей катастрофой прошлого века, прошло безвозвратно. Сегодня околочекистское окружение премьера не стесняется говорить о крахе белорусского и украинского государственных проектов и о необходимости возвращения их под омофор Кремля. Никакой тайны в этом нет – не искушенный в дипломатии российский посол в Киеве Михаил Зурабов уже называл русских и украинцев одним народом, слова об одном народе есть и в российско-белорусских межпарламентских соглашениях.
Но, конечно, украинский и белорусский народы интересуют этих людей меньше всего. Им нужна наша собственность, наши заводы, наши компании. Они довели собственную страну до ручки и сейчас хотят поэксплуатировать собственность соседей на накопленные от времен нефтедолларов средства.
Лукашенко – препятствие на этом пути. Как, впрочем, и Янукович. Но если с украинским президентом еще стараются договориться, то от белорусского хотят избавиться. Кремлю нужен человек, способный отдать Беларусь, а Лукашенко хочет сохранить ее для себя. Начав информационную войну с соседним президентом, Москва продемонстрировала, что больше миндальничать с Лукашенко не будет. Но нужно понимать, что если свержение человека, которого теперь в РФ – ! – называют последним диктатором Европы, произойдет именно с помощью российских усилий, Беларусь не станет ни успешнее, ни богаче. Ее новым Лукашенко станет Путин, а полусоциалистическая экономика будет разворована малокомпетентными и алчными российскими собственниками, которые не будут вести себя в Минске, как в Лондоне, потому что точно знают: в Москве, Минске и Киеве живет быдло, а в Лондоне – королева, и там нужно мыть руки перед едой. И еще: если атака на Лукашенко увенчается успехом, российская машина развернется и с полной боевой выкладкой двинется на Киев.