Для многих – то есть, для тех, кому деятельность господина Семиноженко в Кабмине была незнакома. Речь вовсе не о его одиозных высказываниях в пользу создания союзного государства Украины, России и Беларуси, о вещах куда более прозаических. Конкретно – о попытках
а) установить контроль над поступлениями всей гуманитарной помощи в страну;
б) изъяв у Минздрава функцию борьбы с наркотиками, передать ее специально созданному под эгидой КМУ Госкомитету.
В основе ее – проект постановления КМУ «О внесении изменений в Положение про Комиссию по вопросам гуманитарной помощи при КМУ», ставший предметом рассмотрения на заседании правительственного Комитета по вопросам гуманитарного, социального и научно-инновационного развития (находящегося в ведении профильного вице-премьера) 21-го июня. Стоит отметить, что правки, подготовленные на утверждение КМУ, по итогам заседания Комитета, несколько раз Кабмину уже предлагались и были отвергнуты. Однако, к концу июня, Семиноженко удалось снабдить интересовавшие его правки, одобрительными визами Минюста, Минэкономики и МИДа, также – Управления социальной политики и труда Секретариата КМУ, аппарата Министра Кабинета Министров и т.д.
Суть комбинации – упрощение контроля за поступающей «гуманитаркой».
Так, если материально-техническое обеспечение деятельности рабочей группы Комиссии при КМУ по вопросам гуманитарной помощи ранее возлагалось на управление Секретариата КМУ, Семиноженко настаивал на его перепоручение Хозяйственно-финансовому департаменту Секретариата КМУ (функционирование которого ему проще было контролировать). Второй момент еще более важен. Прежде для принятия Комиссией того или иного решения требовались голоса большинства ее членов, присутствующих на заседании, среди них, непременно – голоса представителей от Государственной таможенной службы и Государственной налоговой администрации. Семиноженко же рекомендовал от «услуг» «смотрящих» от таможни и налоговой отказаться – утверждать вердикты простым большинством голосов членов Комиссии (для которых значение мнения, по тому или иному вопросу, профильного вице-премьера, руководящего их работой, имеет весьма серьезное значение).
Неофициальная мотивация – содействие оптимизации социально-экономической ситуации, для улучшения которой и предназначена, собственно, гуманитарная помощь. На самом деле, при отсутствии должного контроля, «гуманитарка» легко переходит в статус «серой контрабанды», продать которую «правильным» структурам, труда вообще не составляет.
Во второй – «наркотической» - истории, сыгравшей в чиновничьей судьбе Семиноженко роковую роль, все еще проще и забавнее. Фабула такова: осенью 2003-го первым Кабмином Януковича в структуре Минздрава был сформирован Комитет по контролю за наркотиками. Контроль, в данном случае, подразумевает борьбу с употреблением и распространением не только «обычных» наркотических препаратов, но и отслеживание сильнодействующих медикаментов поступающих в свободную продажу при том, что их наркотические свойства – по специфике воздействия на организм – общеизвестны.
Не секрет: приобрести подобные медикаменты в аптеке можно и без рецепта – из-под полы. Теоретически, противодействовать «беспределу фармацевтов» должен, в том числе, данный Комитет… На практике, торговля «особыми» лекарствами «из-под прилавка» как процветала, так и процветает. Теневые доходы это как приносило, так и приносит. Вопрос в том, кому приносит и кто «надзирает» за этим на центральном уровне…
Поскольку борьба с наркотиками и наркоманами – парафия не одного только Минздрава, Семиноженко предложил сосредоточить все соответствующие функции в едином органе – специально созданном Госкомитете, подчиненном напрямую КМУ (точнее – напрямую профильному вице-премьеру). Любопытно: глава Минздрава Мытник не только не возражал – идею поддерживал (что, логично, наводит на мысль о его заинтересованности в рокировке). Поскольку Мытник – человек Азарова, да и Семиноженко Николаю Яновичу был не чужд, размышления о причинно-следственных связях такого рода завести могут довольно далеко... Впрочем, в пятницу Рада уволила пока только Семиноженко (Бойко тут не в счет).
Кстати, на освободившееся место в КМУ метит … Анна Герман. Не она сама, безусловно, метит – ей и на Банковой хорошо; ее метят – те, кому с Анной Николаевной на Банковой плохо. Осуществление комбинации позволило бы минимизировать влияние Герман на Лидера, увеличив возможности других желающих «повлиять». Впрочем, «Lb.ua» искренне сомневается, что Анна Николаевна позволит себя «переместить». Поговорить с ней самой на этот счет пока не удалось.