И вот теперь, казалось бы невинная профилактическая беседа оперативника со священником переросла в достаточно громкий конфуз, который хоть и с большой натяжкой, но все-таки можно считать очередным серьезным политическим провалом СБУ под началом Валерия Хорошковского.
Во время встречи и беседы с ректором «сбушник» предупредил, что, дескать, администрация УКУ должна предостеречь своих студентов от противоправных действий и массовых беспорядков во время планируемых акций протеста против политики украинской власти. С соответствующим письмом СБУ официально обращается к ректору Гудзяку. От того требовалось всего лишь ознакомиться под роспись с этим весьма любопытным документом. При этом руководство львовской «управы» СБУ строго-настрого проинструктировало своего сотрудника, на постоянной основе курировавшего УКУ: письмо следовало непременно забрать с собой, никаких копий адресату не оставлять во избежание утечки информации. Борис Гудзяк ставить свой автограф на сомнительном документе наотрез отказался и немедленно предал инцидент публичной огласке. Детальное описание встречи с сотрудником СБУ ректор разметил на официальном сайте УКУ. По его мнению, со стороны спецслужбы имело место не что иное, как склонение его к сотрудничеству, выражаясь языком спецслужб – вербовочный подход. По словам Гудзяка, подобные методы применялись в тоталитарные времена КГБ для вербовки своих агентов. Отец Гудзяк также высказал уверенность, что его телефон прослушивается, и он может это доказать. Именно в таком ключе информация стала распространяться в западных медиа: «действия СБУ в последнее время очень похожи на методы ФСБ РФ» – такова главная мысль, опубликованная в первоисточнике, блоге авторитетного британского журнала The Economist.
Фото: www.day.kiev.ua
Затем скандал начал набирать обороты, перекочевав на BBC. Открытое письмо ректора УКУ Гудзяка получили более полусотни ректоров католических вузов Европы, которые посетили Львов как раз в эти дни – в рамках Генеральной ассамблеи Федерации католических университетов. Дело было сделано. Из-за весьма неуклюжих действий своих львовских офицеров Службе безопасности Украины пришлось оправдываться.
Опровергать встречу смысла не было никакого. Оставалось хотя бы уменьшить ее резонанс. Как заявила в комментарии Deutsche Welle пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко, встреча офицера спецслужбы с ректором Гудзяком прошла в рамках действующего законодательства: «Ректору были разъяснены нормы законодательства. В частности, о том, что вовлечение студентов в противоправную деятельность, в возможные массовые беспорядки является неправомерным».
Судя по тому, как развивались события, сбор у ректоров вузов подписей на официальных предупреждениях СБУ о недопустимости вовлечения студентов в противоправные действия – обычная практика последнего времени. И, скорее всего, целая стопка подобных документов пылится где-то в сейфах львовского управления СБУ. Действительно, на этой неделе во Львове президент Янукович проводит расширенное заседание Совета регионов, и не исключено, что СБУ действительно имела оперативную информацию о планируемых в городе беспорядках. Львовское студенчество традиционно оппозиционно настроено против власти и не стесняется выказывать свой протест организованно и публично. В таком случае, по логике СБУ, беседы с руководством вузов и ознакомление под роспись с официальным предупреждением спецслужбы – обычная профилактическая работа, направленная на профилактику правонарушений в политически активной студенческой среде.
С другой стороны, от такого рода мероприятий, проводимых СБУ на двадцатом году независимости, весьма дурно пахнет, ведь подпись ректора на официальном предупреждении спецслужбы можно толковать по-разному. Выходит, если подписался, значит, обязан не допускать вовлечения студентов в возможные противоправные действия: и как в таком случае будет действовать перепуганный «сбушниками» ректор? Правильно, со всем присущим педагогам даром убеждения отговаривать студентов от участия в пикетах и митингах. Пригрозит исключением, в конце концов. И возможно, что во второй раз к нему придут уже с другим настойчивым предложением: заблаговременно сообщать «куда следует» о потенциально склонных к противоправной деятельности студентах. Исключительно в целях профилактики правонарушений.
Также интересно, понимали ли это те львовские «чекисты», в чьи «светлые» головы пришла «гениальная» идея подсунуть на подпись подобную бумагу гражданину США о. Борису Гудзяку? Доктору Гарвардского университета. Ректору единственного на постсоветских просторах католического вуза. Ведь УГКЦ отлично помнит преследования НКВД-ГПУ-КГБ священников и верующих на Западной Украине. Кроме того, УГКЦ имеет богатейший опыт противостояния с советской тоталитарной машиной.
К тому же входящие в Федерацию католических университетов учебные заведения и их выпускники весьма влиятельны в западной политической элите. Нет сомнения в том, что и они все по достоинству оценят и открытое письмо ректора Гудзяка, и «профессионализм» работы СБУ в таком весьма щекотливом вопросе, как профилактика правонарушений среди студентов религиозных вузов в демократической Украине.