В торговом порту Ильичевска (16 км от Одессы, около 66 тыс. жителей) у причальной стенки стоит изрядно побитое жизнью турецкое судно Ali Osman E. Уставшие моряки на мостике безучастно поглядывают на украинский берег. Разгружать судно начали еще 10 апреля, но вот прошло 9 дней, а импортный товар все так же лежит грудами на причале. Вокруг него возвели забор, повесили таблички: «Зона митного контролю».
Все фото: Андрей Яницкий
По прибытию груза его получателю предложили провести так называемую идентификацию – досмотреть судно с участием таможенников, но до формальной проверки. В таком случае, даже если будет обнаружен неучтенный товар, получатель сможет его дооформить и затем пройти таможню без штрафа, уплатив только положенные налоги. Но идентификация затянулась. Среди заявленных в документах 334,12 тыс. тонн грузов, сваленных тюками в двух трюмах, таможенники обнаружили вещи, не заявленные в документах. Причем в официальный список не попали одежда, аксессуары и обувь марок Dolce&Gabbana, Prada, Diesel, Balizza, Versace, Paul&Shark, Gucci, Fellini и проч. Хотя с первого взгляда определить подлинность вещей сложно, таможенники уверены – это не китайские подделки. Нелегальных вещей насобирали почти целый грузовик. Вместе с одеждой в упаковках шли сопроводительные документы, где расписаны количество и закупочные цены товаров, потому сложностей с определением налоговой нагрузки у таможенников не было.
«Когда груз начинала осматривать одна комиссия, получатель соглашался с ней сотрудничать. Потом состав комиссии изменился, и получатель от сотрудничества отказался – объявил нам бойкот и не хочет, чтобы его груз досматривали», – пожимает плечами начальник таможенного поста «Ильичевск» Владимир Коваленко.
Возможно, получатель модного груза из Турции не ожидал, что почти весь руководящий состав Южной (Одесской) таможни поменяют ко времени прихода товаров в порт – вот и вышел конфуз. Между тем, после назначения в конце марта главой Гостаможслужбы нардепа от КПУ Игоря Калетника, по ведомству прокатилась волна кадровых перестановок. Более того, г-н Калетник уже через несколько дней после своего назначения сделал выговор около 30 руководителям таможенных органов, а еще пятерых начальников понизил в должности. Главная претензия – некачественная работа по наполнению госбюджета.
Южные ворота
На въезде в Одесский морской торговый порт – огромная растяжка с цитатой из Виктора Януковича: «Управлять в транспортной отрасли должны профессионалы». Проедешь чуть дальше – вторая цитата того же автора: «Чтобы развивать экономику государства, нужно развивать транспортную инфраструктуру».
Подъезжаем к месту, где стоят контейнеры. Некоторые из них открыты, товары стоят на асфальте в развернутом виде. Таможенники интересуются содержимым контейнеров, находящихся на территории Одесского морского порта больше месяца. Хранение стандартного 40-футового контейнера спустя 30 дней после прибытия в порт обходится в $50 в сутки. Но получатели грузов не спешат проходить таможенный контроль.
«Мы вскрываем такие контейнеры с разрешения хранителя, в присутствии комиссии из сотрудников порта и СБУ, закон дает нам такое право», – поясняет первый заместитель руководителя Южной таможни Юрий Соколов.
Находки порой интересные. К примеру, контейнер, который пришел в порт 25 февраля. По документам – товары для дома, общий вес 3 318 кг. После взвешивания таможенниками – 5 560 кг, то есть на 67,6% больше. Внутри – лампы, жидкокристаллические телевизоры, холодильники и даже массажные кресла.
Другой пример – контейнер, поступивший 26 февраля. Вес по документам – 12 тыс. кг, товар – пластиковые пакеты. Оказалось, что контейнер на самом деле тяжелее в два с лишним раза и весит 25,5 тыс. кг. Внутри – спортивная одежда и обувь.
Вот контейнер с радиоприемниками, попавший в порт 28 февраля. Груз по документам 9,8 тыс. кг, реальный – 20 тыс. кг. Есть груз якобы с металлическими щетками. А на самом деле в контейнере не только щетки, но и фоторамки, упаковочные сумки, носки и женские брюки.
Тщательный контроль уже дал свои результаты, уверяют таможенники. Если судить только по одной обуви, то кожаные изделия в марте составляли 5,6% всего импорта. В апреле доля кожаной обуви выросла до 20%. «Раньше вся обувь шла однородная, теперь мы получаем порядка девяти разных видов обуви», – говорит начальник Южной таможни Владимир Григорьев.
Тем не менее, объемы поступлений от импорта, в том числе и на Южной таможне, резко упали. С января по середину апреля Южная таможня собрала около 1,7 млрд. грн. В апреле по состоянию на 19 число было собрано 300 млн. грн при месячном плане в 1 млрд. Неудивительно, что таможенники стали досматривать грузы тщательнее. При премьер-министре Юлии Тимошенко планы корректировали таким образом, чтобы в итоге выполнять их каждый месяц – недоимка вылезала в конце года под новогодние праздники. Премьер-министр Николай Азаров задрал планку сборов высоко и дал команду стремиться... «С меня спрашивают, потому и я спрашиваю», – грустно вздыхает начальник Южной таможни Владимир Григорьев.
Низкие сборы вызваны не объективными причинами, уверены на таможне. В январе–феврале средние сборы с парохода были порядка 0,5 млн. грн. На днях в Одессу пришел пароход, платеж с которого составил 4,8 млн. грн – почти в пять раз больше прежних цифр. Так что планы реальные, уверены на таможне. Осталось убедить в этом самих предпринимателей.
Бизнесмены притаились
Памятуя прошлые попытки побороть контрабанду, импортеры решили выждать. Они надеются, что победные реляции таможенников рано или поздно закончатся и все вернется на круги своя. Потому в целом по стране с приходом нового руководства в таможню объемы импорта сократились на 13%. Зато средняя ежедневная сумма платежей в бюджет, наоборот, выросла на 30% и составила более 330 млн. грн.
Одесса не стала исключением. Тут в первом квартале Южная таможня пропускала порядка 180 контейнеров в сутки, а в апреле этот показатель упал на 30% – до 120 контейнеров в сутки. При этом более 800 контейнеров «застряли» на территории Одесского порта без движения и не подаются на оформление.
Пассивность одесских предпринимателей на сборах почти не сказывается. Средняя стоимость контейнера в апреле выросла примерно на 24% – до 232 тыс. грн, а отчисления в бюджет подскочили практически на 30% – до 62,7 тыс. грн с контейнера.
Глава СБУ Валерий Хорошковский заявлял ранее, что из-за просчетов таможенников бюджет в прошлом году потерял 50–60 млрд. грн (всего было собрано 83,12 млрд. грн).
За январь–март 2010 года Гостаможня собрала 22,366 млрд. грн или 82,3% от плана, а за год намерена повысить отчисления на 20% – до 103 млрд грн.
Источник: Южная региональная таможня
Поскребут по сусекам
Пока не ясно, чем обернутся старания таможенников для бизнеса. И в 2005-м, и в 2007 году усиление борьбы с контрабандистами вынуждало протестовать даже честных бизнесменов. Словосочетание «индикативная цена» теперь знает любой телезритель – по этой цене, а не по сопроводительным документам, таможенник рассчитывает уровень налоговой нагрузки на товар. «Мы привозим цитрусовые по 55 центов за кг – это цена с доставкой в Украину, а таможня считает по среднеевропейской цене 86 центов, и с этой цены берет налоги», – рассказывает руководитель направления «Цитрусы» фирмы «Аркадия» Кристина Копельницкая. По ее словам, с приходом нового начальства на таможню ситуация не изменилась. Более того, таможенники недавно посчитали вес фруктов вместе с тарой, хотя за ее утилизацию фирма «Аркадия» платит отдельно. «Это было только один раз и, надеюсь, не войдет в систему», – говорит г-жа Копельницкая.
Большой разницы в работе прежнего и нынешнего составов таможни не видят и автоимпортеры. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко уверяет, что легальные перевозчики машин и с прошлым руководством таможни общий язык находили, и с новым находят. «Нас больше беспокоят лоббистские законы, которые могут открыть дорогу серому импорту», – рассказывает г-н Назаренко.
Прямая речь
Руководитель Гостаможслужбы Игорь Калетник:
Распространенной является практика декларирования товара не своим наименованием с использованием группы прикрытия. Например, только 3% обуви, которая одесскими таможенниками оформлена как изготовленная из натуральной кожи, остальная – недорогая, с резиновой подошвой, с пластиком и т.п. Киевской региональной таможней 80% товаров оформлены как секонд-хенд, где налоговая нагрузка составляет 1 грн на килограмм. Во Львовской таможне секонд-хенд вообще составляет 99% от всей оформленной одежды и готовых текстильных изделий. Одежду, которую завозят в Украину в контейнерах, чаще всего декларируют как колготки и чулки. Наши подсчеты свидетельствуют, что только за этот год Одесская таможня оформила столько женских чулок, что количество женщин должно увеличиться в тысячу раз, чтобы переносить их все в ближайшие десять лет. (источник: mair.in.ua)
ЛБ Справка
В Одесской области действуют четыре таможни. Но Южная – одна из самых крупных не только в регионе, но и в стране. Она контролирует грузы, идущие через Одессу, Ильичевск и ряд других городов, портов и железнодорожных пунктов. К сожалению, в открытом доступе нет данных о доле каждой таможни в общем потоке поступлений от ведомства в госбюджет. Но судить об объемах отчислений Южной таможни в госбюджет можно хотя бы по таким цифрам.
В феврале 2009 года таможня собрала 6,1609 млрд. грн (данные Госказначейства). Тогда как одна только Южная таможня собрала 0,405 млрд. грн (информация газеты «Одесский вестник» от 16 мая 2009 года). То есть доля Южной таможни в феврале 2009 года составила 6,6% поступлений всех таможен Украины. Везут через нее в основном цитрусовые, бананы, кокосовое и пальмовое масла, рыбу и мясо плюс контейнеры – преимущественно с одеждой и обувью.