У публики, воспитанной на «Белом солнце пустыни», волей-неволей возникли параллели с ревнивым ворчанием «нелюбимых» жен киношного Абдуллы, искренне не понимающих, почему «новый господин» остановил свой выбор не на них, а на «какой-то там» Гюльчатай. Янукович, впрочем, и сам с удовольствием входит в роль «переборчивого султана». Благо «выбор между оппозициями» становится шире не по дням, а по часам – в буквальном смысле этого слова
Больше оппозиций – хороших и разных
Для Соболева, конечно, ключевым было слово «назначил». Он-то уверен, что оппозиционерами становятся не с санкции власти, а вопреки ей. Правда, церемонию провозглашения «главным оппозиционером» Юлии Тимошенко тоже безупречной не назовешь. Мало того, что приехала она в Университетский парк с правительственным кортежем. Так и ждали ее у памятника далеко не уполномоченные от всего спектра оппозиционных партий. Активисты БЮТ, аффилированных с ним партий и просто желающие подзаработать – «дружественные» издания позаботились не только сообщить о расценках на «массовку», но даже умудрились «трудоустроить» в нее своих корреспондентов. И даже учитывая этого обстоятельство (а может даже благодаря ему – после затратной избирательной кампании приходится считать каждую копейку), массовым митинг назвать было сложно. Особенно если сравнивать с масштабной акцией по выдвижению Тимошенко в президенты.
Фото: Макс Левин
Провозглашали Юлию Владимировну «лидером объединенной оппозиции», впрочем, по той же процедуре, что и осенью – зачитали резолюцию и объявили ее принятой, не утруждая себя даже формальным подсчетом голосов. Так что с точки зрения «легитимности» Тимошенко является таким же самопровозглашенным лидером, как и Яценюк. Тот, правда, на массовку даже не тратился. Неудивительно, что новый статус Юлии Владимировны с пафосом, не меньшим, чем у Соболева, тут же оспорили другие «кандидаты в оппозиционеры». Сначала из Организации украинских националистов. А потом и из группы «За Украину» Вячеслава Кириленко. В общем, за один день 9 марта оппозиций в Украине стало как минимум четыре.
Как минимум – это если не считать Виктора Ющенко, аккурат в день рождения Шевченко вышедшего из обещанной «отключки» и объявившего о возвращении в публичную политику. Правда, поначалу комментарии экс-президента были помягче. К жесткой оппозиционной риторике он обратился через сутки. В день смерти Кобзаря. Пообещал Януковичу – ни много ни мало – кампанию гражданского неповиновения. Ну, и уже по традиции, обозвал Тимошенко – куда ж без этого. На этот раз сравнив бывшую соратницу с «черной вдовой» (семейные аналогии, как видим, вообще в нашем политикуме популярны). Мол, все, кто с ней объединялись, плохо заканчивали. В качестве примера Виктор Андреевич вспомнил Мороза и Литвина (пока еще спикера). О себе с удивительной скромностью промолчал. Но и без этого стало понятно, что «стирать белье» в штабе Тимошенко Ющенко не намерен и своим немногочисленным сторонникам советовать не будет. А значит – никакой объединенной оппозиции на самом деле не будет. Во всяком случае, пока.
Политический оп-арт
Нынешнему президенту это, разумеется, выгодно. Уже хотя бы потому, что, выбирая между «несколькими оппозициями», он всегда может остановиться на том, кого выгодно считать оппозицией в данный момент. А если «избранник» будет плохо себя вести – «назначить» кого-то другого. Именно так в свое время делал Леонид Кучма. Если, скажем, Мороз для него был не слишком удобен, он делал вид, что «единственной оппозицией» являются коммунисты (или ПСПУ – чтобы уязвить Сан Саныча лично). Конечно, это больше напоминало оптический фокус, искусство политической иллюзии. Но публика, даже догадываясь о том, что желаемое выдается за действительное, продолжала завороженно следить за руками. Оп-арт в исполнении Банковой позволил Кучме даже переизбраться на второй срок. Сейчас КПУ, конечно, не так влиятельна, как раньше. Но нельзя исключить, что при определенных обстоятельствах и четвертый президент Украины может вспомнить о «красной угрозе». Особенно если формальная поддержка со стороны Симоненко ему по каким-то причинам будет не нужна.
Перспективным «замороженным до срока оппозиционером» может оказаться и Сергей Тигипко. Это сейчас он нужнее Януковичу (а может не только и не столько Януковичу) в исполнительной власти. Но если в правительстве он не удержится, захочет играть в самостоятельную игру или, точнее, – разойдутся бизнес-интересы тех, кто поддерживает Сергея Леонидовича, с интересами ближнего президентского окружения – Тигипко «легким движением руки» может превратиться в элегантного спарринг-партнера. У которого и выиграть приятно. Но которому и проиграть не страшно. Говорят, что у Кучмы с Ющенко десять лет назад намечалось нечто подобное, но обстоятельства помешали. Теперь обстоятельства поменялись. В благоприятную сторону. А чтобы не рисковать – можно потренироваться поиграть в оппозиционера, не покидая правительство. Пост вице-премьера по экономической реформе подходит для этого как нельзя лучше.
Фото: podrobnosti.ua
Многолетний генеральный секретарь НАТО Джозеф Лунс как-то сказал, что его организация существует для того, чтобы «удерживать Америку в Европе, Германию под контролем Европы, а Россию – за пределами Европы». Если бы у нынешней украинской власти был вкус к сложным комбинациям, она могла бы пойти на то, чтобы иметь «многоуровневую» оппозицию – в правительстве (Тигипко), в коалиции (Симоненко или НУ-НС, в зависимости от вариантов самой коалиции) и вне коалиции (Яценюк). А оппозицию «несанкционированную» от всей души игнорировать. Только вот не видно пока у Банковой особого желания выстраивать подобные многоходовки. Обстоятельства и соратники подталкивают к решениям попроще.
Англомания одноразового употребления
Другое дело, что упрощение ситуации играет на руку как раз «бютовцам». Выступая с парламентской трибуны, еще не отставленная руководительница правительства несколько раз подчеркнула, что теперь в стране есть только «черное» и «белое», но нет никаких полутонов. А обращаясь к согражданам, заявила, что все в нынешней Украине фальшиво, кроме «ее» оппозиции и – внимание! – персонального лидерства самой Тимошенко в этой оппозиции. Как чувствовала Юлия Владимировна, что построится целая очередь за титулом «главного оппозиционера»... Но не для Арсения ж Петровича с Виктором Андреевичем старалась Тимошенко, когда выстраивала вместе со своими закадычными «бело-синими» противниками нынешнюю «двухпартийную систему»!
«Регионалы», кстати, подыгрывали этому вполне сознательно. Пока Янукович находился в оппозиции, «двухпартийность» гарантировала ему статус «единственной альтернативы “оранжевым”». А в случае поражения (пусть даже теоретического) «бело-синие» сами бы оказались на нынешнем месте Тимошенко. Зато теперь «регионалы» снисходительно наблюдают, как Николай Томенко размахивает регламентом, настаивая, что в парламенте может быть только одна оппозиция и одно оппозиционное (не любят наши политики слово «теневое») правительство. Пикантности ситуации придает тот факт, что апеллируют «бютовцы» при этом к опыту… Британии. Где официальная оппозиция действительно одна. Но не по закону. А по согласию сторон. И официальное признание состоит только в одном – в формулировке «оппозиция Его (Ее) Величества». То есть «оппозиция главы государства», а не главе государства. Представить подобное в Украине в исполнении тимошенковцев, до сих пор отказывающихся даже признать Януковича легитимным президентом, – это что-то из области фантастики.
Неудивительно, что даже Тарас Чорновил, чьи выступления уже несколько месяцев в открытую считают «пробютовскими», назвал провозглашение Тимошенко главным оппозиционером на митинге под памятником Шевченко «несерьезным фарсом». И сказал, что лидером Юлии Владимировне еще предстоит стать. Видимо, выдержав своеобразные «праймериз» с другими претендентами на этот статус. Безо всяких ссылок на регламент. И претензии на монополию.
Тем более что «регионалы» в британской модели, похоже, уже разочаровались. Потому что теперь она им невыгодна. И настаивать на «двухпартийности» – это повторять ошибки Ющенко. Своими руками превратившего Януковича в «главного оппозиционера», да еще и зафиксировавшего этот статус знаменитым «универсалом». Тимошенко, конечно, может на надеяться на наивность и доверчивость противника. Но для Виктора Федоровича модель «восточного гарема» сейчас выглядит как минимум привлекательней. Что может быть лучше, чем наблюдать за борьбой нескольких претенденток за звание «любимой оппозиции»? Разве что отсутствие всякой оппозиции…