"Исходя из моей практики, во время кризиса в несколько раз увеличилось количество дел по признанию физических лиц-предпринимателей банкротами. В результате возникли десятки проблемных вопросов, на которые действующее законодательство не отвечает", - говорит судья.
Как объясняет Швыдкин, основная проблема состоит в том, что в законе "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" нет четкого разделения долгов физлица-предпринимателя на личные и долги, связанные с его предпринимательской деятельностью.
"Сегодня многие физлица-предприниматели, находящиеся в процедуре банкротства, имеют потребительские кредиты. Однако, судебная практика столкнулась с различным толкованием того, можно ли включать эту часть долга в общие обязательства по удовлетворению требований кредиторов. Согласно текущему законодательству в состав ликвидационной массы должно быть включено всё имущество физлица. Пробелы в законе приводят к затягиванию процедуры банкротства физлиц-предпринимателей, поскольку банки часто опровергают принятые судебные решения, не соглашаясь с решениями суда", - рассказывает судья.
По его словам, несовершенство закона "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом" в части банкротства физлиц-предпринимателей связано с тем, что ряд положений были взяты из норм российского закона "О несостоятельности". В российском законе, в отличие от украинского, кроме банкротства физического лица-предпринимателя, также предусмотрено банкротство физического лица. Выборочное использование российского текста привело к потере его целостности, в результате чего возникли огромные пробелы в регулировании вопроса банкротства физического лица-предпринимателя.
А. Швыдкин добавляет, что еще одним значительным недостатком закона является отсутствие четкого описания процедуры и особенностей банкротства физлиц- предпринимателей.
"Надеюсь, вскоре эти проблемы будут сняты, поскольку сейчас разрабатывается новая редакция закона "О восстановлении платежеспособности или признании должника банкротом". В новой редакции будут чётко прописаны все процедурные моменты, а также являются ли кредиторы по потребительским кредитам участниками дела о банкротстве. Это позволит более чётко определить обязательства должника и тем самым защитит и предпринимателей, и кредиторов", - говорит судья.