Словосочетание «Болонский процесс», которое так часто звучало несколько лет назад и практически не вспоминается теперь (только в застенках учебных заведений), есть ничто иное как процесс унификации европейских образовательных систем. В случае с Украиной речь идет не столько об унификации, сколько о приспособлении вузов к европейским стандартам.
Европейские вузы, конечно, не будут унифицироваться с украинской системой образования. Если бы, не дай бог, кому-то в голову пришла такая мысль, украинские чиновники первые бы закричали, что ничего хорошего в нашей системе образования нет, что это насквозь гнилая постсоветская и постколониальная система, традиции которой не стоят даже малейшего внимания. Украинские вожди скорее откажутся от миллиардного кредита, чем признают на публике, тем более – европейской, существование достижений в нашей стране. Убожество стало нашим капиталом, как язвы на теле попрошайки. И присоединившись к Болонского процессу, мы зарысили к европейским стандартам, открывая на теле высшей школы все новые и новые язвы.
На нашу беду, в сфере образования европейские стандарты определены достаточно четко, и политики не могут размахивать этим словосочетанием так же безнаказанно, как в другом контексте.
И вот уже традиционная система дипломирования превратилась в трехглавую зверушку – внедрив степени бакалавр и магистр, украинские реформаторы не смогли отказаться от привычного нам специалиста. А будущие бакалавры, специалисты и магистры оказались втянутыми в эксперимент «Получи образование в эпоху перемен у профессора, который пытается перейти на кредитно-модульную систему». У кредитно-модульной и модульно-рейтинговой систем есть и сторонники, нужно признать. Но в целом попытки загнать все то же, старое содержание образования в новые рамки преподавания и оценивания выглядят комично. Проблемы содержания пытаются решить при помощи смены формы, и вряд ли в результате может получиться Оксфорд.
Но это была все еще бессмысленность. Теперь же о безысходности. Ключевое устремление Болонского процесса – дать европейским студентам (и украинским, что делать, раз уж в ряды стран Старого Света затесалась колония) возможность свободно выбирать любой университет в рамках Болоньи. То есть когда в Житомирском педагогическом университете (академий и институтов уже не осталось даже в Житомире) таки введут кредитно-модульную систему, то, отлично окончив первый курс, студент Иван из Попельни должен получить возможность перевестись, к примеру, в Мадридский университет. Если баллы позволяют.
Но кто же пустит Ваню в Испанию? Кто откроет границы всем украинским студентам, которым сегодня могут отказать даже в туристической визе? Всем студентам – ведь университетов в Европе много. Я уже молчу о том, что Болонье вряд ли рады украинские вузы, которые будут проигрывать своим западным конкурентам хотя бы уровнем жизни в стране. Наших студентов не пустят в Европу свободно ни с какими модулями и рейтингами. Болонский процесс имел смысл, пока имела смысл надежда на вступление в Европейский Союз. Болонский процесс – часть нашей евроинтеграции, заваленная без права на пересдачу в ближайшую пятилетку.
Мечтателей и сторонников евроинтеграции, возможно, возмутят мои слова. Но по-глупому раскуроченная система украинского образования может служить примером для всех остальных областей, где евроинтеграция заменила здравый смысл. Мы похожи на девицу, отрезавшую косу потому, что Леонардо Ди Каприо нравятся коротко стриженные красотки, а теперь обижается, что актер не берет ее замуж. Да и вообще – на девушек с комплексом глянцевого журнала, которые исступленно стремятся к чужим стандартам и безмерно расстраиваются в результате. 18 лет уже все-таки стукнуло, пора бы, наконец, заняться собой, отложив мечты о глянце в сторону.