ГлавнаяОбществоЖиття

Проповедники со скипетром

Знакомая каждому украинцу надпись – «на Бога мы уповаем». Она красуется на оборотной стороне стодолларовой банкноты. Выражение, носящее явный религиозный характер, впервые появилось на денежных знаках США еще в 1864 году. В 1957-м, после того как фраза была принята в качестве официального девиза Штатов, ее размещение на монетах и купюрах страны стало обязательным. 
Влияние религии в самом демократическом государстве велико. Например, сессии Конгресса всегда начинаются с молитвы. Тем не менее, Первая поправка к Конституции, запрещающая законодателям вмешиваться в религиозные дела, долгое время была образцом гарантирования свободы совести.

В нашей стране церковь уже 90 лет как отделена от государства: сначала Декретом Совета Народных Комиссаров 1918 года, затем Конституциями СССР и Украины. Церковь от школы и государства отделяет 35-я статья Основного Закона. А 102-я статья главного документа назначает президента Украины гарантом соблюдения Конституции.

Но глава государства активно пропагандирует идею поместной православной церкви, используя свой государственный статус, свое оплаченное налогоплательщиками рабочее время и возможности доступа к высоким трибунам. Осознавая, какое веское значение имеет слово, сказанное высшим чиновником государства, Ющенко постоянно ведет агитацию за православные ценности, лично возводя статус этой религии фактически до государственного. Это – прямое нарушение Конституции.

На великие православные праздники президент, по заведенной еще в 1990-х традиции, посещает несколько христианских храмов разных конфессий и патриархатов, присутствует на всенощных службах, общается со священниками и прихожанами. Никто не мог бы запретить ему делать это как частному лицу, но отправление культа организовывается как государственное мероприятие. Сотни людей обеспечивают техническую и личную охрану высших должностных лиц и их семей, десятки заняты транспортировкой, миллионы гривен тратятся на прямую телетрансляцию молитв на государственном телеканале. Это происходит исключительно в дни православных праздников. Ни католикам, ни тем более иудеям или мусульманам, не говоря уже о последователях буддизма, славянского язычества, конфуцианства, растафарианства или вуду не светит увидеть президента, премьер-министра или главу парламента молящимися их богам на «Первом канале».

Принятие присяги президента с использованием Евангелия тоже оставляет больше вопросов, чем ответов. Почему рука лежит на Библии, а не на Коране, ведь мусульмане тоже голосовали за этого кандидата? А если изберут еврея, сможет ли он присягать на Торе? Что делать лидеру нации, если он не верит в Бога?

Нужно отметить, что формирование традиции агитировать за одну из религий с помощью государственного аппарата в Украине – не спонтанное желание отдельных политических и церковных деятелей. Два самых влиятельных соседа нашей страны, официально являясь светскими, фактически воплощают одну из форм сотрудничества светских и церковных властей. В России развивается симфония – православный принцип гармонии и сотрудничества, при котором государственная и религиозная власти «нераздельны и неслиянны». Польша же негласно руководствуется конкордатом – соглашением между Католической церковью и государством.

Но если в этих странах есть явно преобладающие религии, то украинцы относят себя к различным вероисповеданием и конфессиям. Поэтому активное участие высших должностных лиц в церковных делах приведет скорее не к сплочению нации, а к ее расколу. Принимая это во внимание, украинским политикам нужно помнить о неукоснительном соблюдении Конституции, отделяющей религию от государства. Ведь если на гривнах напишут слова о Боге, это не понравится как минимум 2 млн. мусульман и 2,5 млн. атеистов. А они тоже платят налоги.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram