Хорошковский остался в СБУ «свадебным генералом»
В период нахождения на Банковой Виктора Балоги СБУ считалась целиком и полностью «вотчиной президента». За коммуникацию с Владимирской тогда отвечал Пукшин. Фактического руководителя юрдепартамента
СП называли верным «человеком Балоги». Аргументировали тем, что, мол, «по жизни» они уже давно идут вместе. Вот только после демарша Виктора Ивановича Игорь Гелярович не только не спешил писать
заявление на увольнение, напротив – пытался закрепиться на рабочем месте. На Банковой долго еще будут вспоминать, как на расширенных совещаниях, в том числе – с участием президента, он громко
возмущался поступком Виктора Ивановича, распекая бывшего главу Секретариата на все лады. Лизоблюдство ожидаемых результатов не принесло – пришлось-таки уволиться.
Людей, знающих Пукшина не первый год, подобное поведение не слишком удивило. Тем более в контексте его медленного, но верного дрейфа в сторону команды Тимошенко, имевшего место в последние месяцев восемь пребывания в СП.
Вспоминают они, кроме прочего, еще такую историю. В сентябре 2004-го Игорь Гелярович расстался с прежними своими партнерами по юридическому бизнесу – известными адвокатами Сергеем Власенко и Алексеем Резниковым. Буквально через пару дней после «развода» на свет появилась структура «Пукшин и партнеры», однако не все люди, работавшие с Игорем Пукшиным на прежнем месте, последовали за ним – кое-кто предпочел остаться с Власенко и Резниковым. Как известно, в ходе Оранжевой революции эти двое стали известны как «адвокаты Виктора Ющенко», вместе с ними – еще 8-10 человек – команда, обеспечивавшая защиту интересов «народного кандидата» в судах, в том числе – Верховном. После окончания судебных тяжб Виктор Андреевич собрал всех юристов в штабе на Боричевом току – для официального чествования. Атмосфера в маленьком зале, по воспоминаниям очевидцев, царила неформальная, с новоизбранным гарантом общались «без протокола». Каково же было удивление присутствующих, когда на пороге выросла фигура Пукшина, укутанного в оранжевый шарф. «Примазаться» к празднеству, заодно и к Ющенко, Игорь Гелярович посчитал возможным на том основании, что один из его бывших подчиненных тоже работал в команде «оранжевых» юристов. Ну а истинные мотивы Пукшина, всю осень 2004-го старавшегося поближе подойти к «бело-голубым», были, понятно, такими же, как у Губского, оббивавшего порог Тимошенко после триумфа революции.
Эта-то светлая личность долгое время и обеспечивала контакт СП с СБУ. В СБУ главным коммуникатором выступал незаконно назначенный замглавы Службы Тиберий Дурдинец. Именно руководитель управления «К», как убеждены оппоненты Балоги энд Ко, обеспечивал «прослушку» ряда политиков, высших должностных лиц. Разумеется – незаконную. Единственный, правда, кто его пока в этом уличил, – Ренат Кузьмин.
С непосредственным руководителем ведомства, долго, правда, перебивавшегося в статусе «и.о.», у Балоги с Пукшиным особо не складывалось – Наливайченко предпочитал общаться с президентом напрямую. Впрочем, даже такого формата общения было вполне достаточно, чтобы понять: Валентин Александрович тоже не против сближения с Юлией Владимировной. Оное формализовалось поддержкой фракцией БЮТ утверждения Наливайченко полноценным главой СБУ, накануне которого Тимошенко сказала ему с глазу на глаз: «Ющенко скоро уйдет, а тебе в этой стране еще жить». Наливайченко все понял правильно и через пару дней «слил» Дурдинца.
Сегодня его замы – Валерий Хорошковский, Николай Герасименко, Василий Грицак, Андрей Кислинский и Светлана Нежнова.
Николай Герасименко – «слуга всех господ», уволенный из СБУ при Туричнове – за приторговывание контрабандным конфискатом и материалами дел, вернулся при Наливайченко. Считается, благодаря тому,
что мастерски замел следы по делу, которое сам же давеча удачно «продал» – делу о контрабанде иномарок на западной границе страны, главный фигурант которого – Павел Балога.
Светлана Нежнова, ведающая хозчастью, слывет «человеком Яценюка», якобы рекомендовавшего ее в свое время на работу.
Василия Грицака принято асоциировать с нынешним руководителем Секретариата Президента Верой Ульянченко, с которой ранее они вместе работали.
Андрея Кислинского к ним в компанию Ющенко направил лишь для того, чтоб трудоустроить хоть куда-нибудь после изгнания из СП.
По такому же принципу в свое время попал в СБУ и Хорошковский. Конфликт с Тимошенко стал лучшей «рекомендацией» для человека, ранее к органам отношения не имевшего. Возложенные на него надежды Валерий Иванович оправдал – деятельность в СБУ развернул довольно активную. Что логично провоцировало недовольство политических оппонентов. Два месяца назад МВД составило на него два протокола о коррупции. С тех пор, как аналогичные протоколы составлялись на самого Луценко, в министерском ведомстве данную практику активно приняли на вооружение. Суть протоколов – служебные превышения и злоупотребления. Как водится – при командировочных перелетах.
На рассмотрение протоколы были направлены в Печерский суд. Откуда, впрочем, их быстро истребовала прокуратура, якобы – для дополнительного разбирательства и заведения дела. Тематические письма в суд и в МВД поступили за подписью зама генпрокурора Виктора Пшонки. Хотя понятно, что целью истребования было дело не возбудить, а замять.
История с протоколами закончилась почти так же незаметно, как началась. Однако Хорошковского это не спасло. 1 июля Наливайченко лишил его практически всех имевшихся ранее полномочий. Первый
замглавы СБУ де-факто остался в Службе «свадебным генералом». «Пострадавшая сторона» уверена: по вине Тимошенко, контролирующей сегодня Наливайченко почти целиком и полностью.
Еще, кстати, и потому, что «людей» Турчинова-Кожемякина в СБУ осталось куда больше, чем принято полагать. И чем ближе к выборам – тем стремительнее увеличивается численность «вновь посвященных».
Тайна ирпенского аэродрома
Служба не та, что раньше – отток старых кадров, начавшийся после революции, бесследно не прошел. Дело даже не в его массовости – в том, что представители руководящего звена, несправедливо подданные обструкции, публичных сатисфакций так и не получили
(вспомнить хотя бы Смешко с Сацюком). Тогда как оппоненты их вышли «в дамки» и многие теперь стоят «у руля» (тот же Герасименко).
Неудивительно, что при таких обстоятельствах затеянная Банковой политизация СБУ прошла куда проще и быстрее – почти не встретив сопротивления. А ДеКГБзация ее обернулась тем, что СБУ превратилась в подобие гуманитарной миссии, концентрирующейся на возрождении исторической памяти.
В итоге все это привело к тому, что сегодня влияние «сердечной» политической силы на процессы, происходящие в СБУ, несравнимо большее, чем влияние той же Банковой. Учитывая, что Юлии Владимировне удалось-таки выжить Еханурова из Кабмина, то же самое можно сказать и про Минобороны. Армия, тем более – в нынешнем ее состоянии, уже не является «дубинкой», инструментом «запугивания», применяемым в политических процессах. И статус президента – Верховный Главнокомандующий – это всего лишь статус.
И командир внутренних войск Кихтенко это вполне осознает, что дает основания утверждать: в нынешнюю избирательную кампанию внутренние войска не сыграют той роли, что на выборах 2004-го. Даже если допустить – в какой-то нелепой фантазии – что их вновь бросят «на Киев», они «на Киев» просто не пойдут.
Личные гвардейцы президента – Управление госохраны, сторожащее покой властных учреждений и высших должностных лиц. Новоназначенный (вместо Валерия Гелетея) его руководитель Александр Бирсан
поставлен на должность, судя по имеющимся данным, для того, чтобы обеспечить не столько достойный «уход» Ющенко, сколько – качественный «отход». В прямом смысле, то есть – с сохранением всего,
накопленного за годы непосильного президентства. Что именно накоплено, не исключено, что знают пилоты маленьких частных самолетов, которые, груженные всяким добром, сейчас регулярно взлетают с
закрытого аэродрома под Ирпенем, выбирая курс куда-то в сторону Европы.
Смена декораций
Если верно, что тот, кто владеет информацией – владеет миром, значит тот, кто контролирует Следственный главк, владеет прокуратурой. После отстранения от следствия Рената Кузьмина (случившегося,
кстати, тоже 1 июля – одновременно с разжалованием Хорошковского), считающегося близким к «донецким», данное направление курирует Виталий Щеткин. Самого Щеткина – БЮТ.
О связке глава МВД – премьер-министр лишний раз не напоминаем. Луценко зависит от Тимошенко по той простой причине, что она и только она способна инициировать его отставку. А без мандата Луценко,
судя по упрямой настойчивости «регионалов», решивших во что бы то ни стало, за что бы то ни было засадить его за решетку, на свободе долго не пробудет.
Тут также имеет место совпадение интересов. Кроме подконтрольного Министерства внутренних дел, у Юрия Витальевича есть еще «штыки» в парламенте, которые полуживой коалиции совсем не лишние. Однако первый приоритет – силовой, понятно, важнее.
Таким образом, БЮТ сумел собрать в руках главные ниточки, дергая за которые можно оказывать самое непосредственное влияние на все силовые структуры. Что в преддверии ожесточенной гонки более чем необходимо. Нынешнюю власть, бывшую когда-то оппозицией, в свое время «прессовали теми же методами. Которые ныне ею – властью, если на вооружение еще не взяты, то к сведению приняты – точно.
Желаемый эффект достигался постепенно – без «рывков» и «перегибов». И тот из оппонентов Тимошенко, кто обвинит ее команду в монополизации «спецструктур», пусть лучше скажет, почему установить с ними «конструктивный диалог» не получилось у него и его сторонников.