"Левый берег" в марте писал, что нищету Министерства иностранных дел не хотят комментировать ни министры, ни их замы. Но в курилках вопрос «Как у вас с деньгами?» продолжает конкурировать с дежурным «Как дела?». Там можно услышать, что сотрудники посольства Украины в дружественной Грузии каждый месяц сдают по ?20 на связь. Или что украинцы, живущие в Румынии (впрочем, как и в других странах мира), получают от родной страны шиш. В отличие от румын, проживающих в Украине.
Бухарест издает учебники, финансирует многие программы для приграничных жителей, не говоря уже о возможности получить румынское гражданство и, соответственно, паспорт гражданина ЕС, если покопаться и найти родственные корни.
В нашем бюджете-2009 на нужды всех украинцев за пределами Украины – начиная от моряков, захваченных пиратами, и заканчивая жителями диаспоры – предусмотрено 100 тыс. грн. из спецфонда. Стоит ли говорить, что это лишь $12,5 тыс. – насмешка, а не сумма! В 2008-м эта строка предусматривала 15 млн. 100 тыс. Тоже немного, но почувствуйте разницу!
На поддержку международного позитивного имиджа Украины в прошлом году, кстати, было выделено еще 15 млн. грн. Теперь – ноль. Наверное, в Минфине посчитали, что имидж страны уже ничем не испортишь.
Государство перестало страховать сотрудников посольств даже в странах Африки и Азии. Работникам МИД не компенсирует суточные за поездки по Украине, даже если речь идет о приграничном
сотрудничестве. Деньги на командировки за границу, которые по закону должны платить авансом, возвращают с задержкой в пару месяцев. Естественно, по старому курсу Нацбанка.
На прием иностранных делегаций в этом году запланировано 425 тыс. грн. – на весь год. Это вместо 4 млн. 250 тыс. в 2008-м. То ли сэкономили, то ли «потеряли» ноль. Є
Эта сумма в 3,5 раза меньше, чем бюджет информационного бюллетеня «Официальный вестник президента Украины».
За четыре с половиной месяца ситуация не улучшилась, а лишь усугубилась из-за отсутствия полноценного руководителя МИД. Но это не волнует ни премьер-министра, ни главу государства, ни депутатов Верховной Рады. Субъективность в подходах очевидна, поскольку бюджет Министерства внутренних дел и Минуглепрома, к примеру, увеличили почти на 1 млрд. грн, а финансирование дипломатических представительств Украины за границей не индексировано даже на курсовую разницу.
Правительство и Минфин вносили несколько изменений в закон «О бюджете на 2009 год», но ни одно из них не облегчило участи МИД. Ведь дипломатов – мало, погоду на украинских выборах они не делают. А голоса украинцев из диаспоры перестали рассматривать как часть «технологии победы» еще в 2004 году. Другое дело – пенсионеры и бюджетники, для которых «регионалы» легко нашли в дырявом госбюджете еще 50 млрд. грн.
Удобно жить без министра иностранных дел! По статусу он – третий официальный представитель страны в глазах соседей. А так лишняя фигура не путается под ногами. И, что важно, не высовывается с третьим мнением. Президенту и премьеру, похоже, гораздо удобнее соображать на двоих.