ГлавнаяПолитика

Вентиль есть – ума не надо

Обострение газового конфликта в канун Нового года – «добрая традиция» России и Украины. Однако никогда еще, даже в приснопамятном 2005-м, не было это обострение столь отчаянным. Премьер РФ прежде всуе не называл Украину «воровкой». Президент Украины не отзывал из Белокаменной переговорную группу за минуту до подписания вожделенного контракта.

Вентиль есть – ума не надо

Таким образом, вопрос цены и ставки транзита из местечкового политико-экономического разросся в глобальный геополитический. Каждая из противоборствующих сторон имеет в его решении свои интересы, из которых денежный – самый последний.

И интересы эти куда более глубокие, чем стороны пытаются представить.

Интересы России 

Экономический кризис задел Россию ничуть не меньше, чем Украину. Даже больше. С той лишь разницей, что российские СМИ, в отличие от украинских, о бедах отечества во всеуслышание не трубят. Элементарно подчиняясь линии «единой партии и правительства».

Меж тем, все больше финучреждений РФ преступают черту банкротства, все больше закрывается предприятий. В том числе – градообразующих. «Психологические настрои» масс соответствующие. В упреждение назревания социального бунта власти оперативно предложили массам альтернативный объект для агрессии. Проще говоря – искусственно сформировали «образ врага». Учитывая то, что враг – за внешним рубежом, перед его лицом российскому народу срочно нужно сплотиться и объединиться. Когда Украина ворует газ, неприлично, в самом деле, жаловаться на то, что у тебя в холодильнике мышь повесилась.

Соответственно, решение собственных внутриполитических проблем – первый мотив России.

Второй заключается в дискредитации Украины в глазах мировой общественности. Конечно, добрых отношений Тимошенко с Путиным никто пока не отменял.

Но и повторение в Украине 2004-го в 2010-м Путину тоже ни к чему. В том смысле, чтобы президентские клейноды получил кандидат, поддерживаемый Западом. Кандидат, для которого авторитет Запада будет большим, чем авторитет Северного соседа. И не суть, разумеется, важно, кто конкретно подразумевается под «Западом» – Штаты или Евросоюз. Суть в том, что в понимании РФ именно РФ должна быть для Украины и ее нового президента авторитетом. Всегда и во всем. Все. Точка.

Это, кстати, частично объясняет метаморфозы, произошедшие сейчас с Тимошенко. Как известно, пополудни 31 декабря она собиралась лично «порешать вопросы» в Москве. По словам источников «Левого берега» в составе правительственной делегации, на условиях, весьма для нас выгодных: цена – $235, ставка транзита – $1,75. Но, подобно поручику Ржевскому из анекдота, «пришел Ющенко и все испортил». А именно, Тимошенко лететь запретил, Дубину из Москвы отозвал, а цену «заломил» в $250 при прежнем транзите в $1,5. Причем, как уверяли автора этих строк члены премьерской команды (в режиме «офф-рекорд», разумеется), на условиях сохранения на рынке «РосУкрЭнерго». Намекая: Ющенко тем самым благодарит Фирташа за провал коалиции ПРиБЮТ (о чем мы ранее подробно рассказывали), да еще и «откат» из расхождения «ценовой вилки» себе в карман кладет.

Менее чем через сутки ту же песню запели в Москве. Причем во весь голос – без полушепота и полунамеков. Тогда-то «тимошенковцы» и притихли. Поняли: «хаяние» россиянами Ющенко им выгодно до поры до времени. Так как «хают» они, на самом деле, не одного только Виктора Андреевича, а всю нашу страну и власть ее в целом. Включая Тимошенко. Которая, во многом, сама это спровоцировала. Ранее не удосужившись оборвать Путина, назвавшего президента ее (!) государства, пусть даже президента, столь ею нелюбимого, «мазуриком».

Только под аккомпанемент курантов Леди Ю осознала: симпатии Москвы к ее нескромной персоне равноценны поцелую Иуды и с благими чаяниями на ее президентство уж точно не связаны. Как следствие – появилось совместное «газовое» заявление Виктора Андреевича и Юлии Владимировны.

…Впрочем, успех проекта по «очернению» имиджа Украины как надежного транспортера весьма сомнителен. Нынешние выпады «Газпрома» «список добрых дел России», составляемый в ЕС, явно не пополняют. Неизвестно еще, чье реноме по факту пострадает больше. Хотя, по большему счету, газовому монополисту все равно, кто и что о нем подумает. Россия – не доллар, чтобы всем нравиться, и когда холода грянут, все равно все пойдут к ней на поклон. Да и замерзающей Европе, в сущности, все равно, кто ее «кошмарит»: Москва или Киев.

Зато Москве не все равно. Посредством газового кризиса Белокаменная в очередной раз доказала: «закошмарить» она может кого угодно и когда угодно. От отдельно взятой страны до целого континента. Фактически, РФ вновь подчеркнула свой статус мощного геополитического тяжеловеса, ссориться с которым кому бы то ни было крайне нежелательно.

Последний раз она акцентировала на собственном могуществе летом – спровоцировав грузино-осетинский конфликт. Таким образом, танки в Цинхвали и закручивания вентиля Киеву – звенья одной цепи. Цепи, венец которой – укрепление геополитических позиций России, расширение масштабов ее влияния. Что особо актуально после смены власти в США, также – в условиях нынешних глобальных социально-экономических переформатирований.

Холодная война. Интерес Европы 

Впрочем, каждая медаль имеет и обратную сторону. Газовая – не исключение. Холодная война с Киевом причиняет «Газпрому» весьма ощутимые убытки. Точнее – лично Владимиру Путину, являющемуся истинным владельцем компании, контролируемой ВВП посредством его близких друзей-питерцев, братьев Ковальчуков.

Во-первых, речь о потерях сугубо финансовых – от нереализованных продаж.

Во-вторых, пикантность ситуации в том, что кроме как в украинскую трубу, российский газ девать просто некуда. Объемов газохранилищ, располагающихся на территории РФ, недостаточно. Единственный вариант – выпускать его в воздух, чтоб только «хохлам» не достался.

Разговоры на тему «назло Украине возьмем и настроим кучу альтернативных газопроводов» – блеф чистой воды. Чтобы их «настроить», необходим не год и не два, тогда как газовую проблему необходимо решать здесь и сейчас. И Европа, беспрестанно твердящая о необходимости диверсифицировать поставки, прекрасно это осознает.

Главный и единственный интерес Старого света в том, чтобы жизнедеятельность его государств не зависела от смены настроений в Кремле. Именно поэтому Европа почти в открытую приняла сторону Украины. Сохранность «буферной зоны» в целостности все еще важна.

«Интерес» Украины 

Способствуя обострению газовых прений, Украина, стоит полагать, надеялась поймать рыбку в мутной воде. Именно – сыграть на понижение цены и повышение транзита. Что, учитывая «договороспособность» Банковой, в принципе невозможно. Единственное, что ей точно по силам, – вновь поддеть Тимошенко. Хотя бы за невыполнение условий «газового меморандума», подписанного ею на пару с российским коллегой еще в октябре. По чьей уж вине он не был выполнен – вопрос десятый.

«Маленькі» украинцы, лишившиеся тепла в квартирах и горячей воды в кранах уже в первые дни нового года, им вообще не задаются. В их понимании виновата власть. Вся. Без исключений. И «бютовцам» лучше не слишком тешиться социологией, указывающей на то, что подавляющее большинство основным виновником бед считает Ющенко. Как ни крути, а это Юлия Владимировна – не Виктор Андреевич, заявляла о том, что Россия нам, конечно, друг, но «ежели чего», мы и на своих запасах продержимся сколько надо.

«Ежели чего» случилось, а запасов оказалось недостаточно. То есть, их вообще почти не оказалось. Что незамедлительно ощутили отечественные олигархи. Подкошенные кризисом, после прекращения поставок они вынуждены были свернуть работу своих еле-еле еще удерживавшихся «на плаву» мощностей. Украинская промышленность остановилась окончательно. Бюджету, из закромов которого формируются социальные выплаты, ничего хорошего это не сулит. Адресатам этих выплат – учителям, врачам, пенсионерам – тем более.

Украинским олигархам, впрочем, тоже. Последовать примеру российских «коллег» – попросить кредиты на «поддержание в должном состоянии бизнеса» у государства – они по объективным причинам не могут. Одна из этих причин – надвигающаяся президентская кампания. Участникам которой придется и вовсе несладко.

В образе «отца всех украинцев», защищающего «мою нацию» от российской агрессии, Ющенко не очень убедителен. Тимошенко «покупать электорат» просто не за что. В главной кассе страны денег, как некогда гласила табличка перед дверью кабинета главы Минфина Пинзеныка, «нет и не будет».

Больше всех радуется этому, конечно, Янукович. Не высчитавший еще, что неудачи оппонентов – не залог его собственных побед. Тем более на Востоке, пострадавшем от последних перепутий сильнее всего.

Появившись в парламенте после каникул – еще больше располневший и неприлично сильно загоревший – так, будто уснул в вертикальном солярии, Янукович с ходу потребовал отставки Тимошенко и импичмента Ющенко. Не ответив, конечно, на риторическое «А дальше что?» Представься ему сейчас реальная возможность «спасать страну» во главе КМУ, он ею в жизни не воспользуется.

Ибо до старта предвыборной кампании осталось всего девять месяцев. Да и «отцы-содержатели» ПР – люди более трезвомыслящие. Стремительно превращаясь из долларовых миллиардеров в гривенных миллионеров, они стали еще и философичными. Особенно Ахметов.

Общаясь намедни – в день Святого Николая – с донецкими школьниками, он им с ходу объяснил, что такое счастье. Причем в доступной форме – анекдотичной.

Встречаются, мол, три товарища, спорят на заданную тему. Один говорит: «Счастье – это когда ты успешный бизнесмен». Другой: «Счастье – это когда красивая жена и любовница хорошая». Третий: «Не, мужики. Представьте: весеннее утро, солнце светит, птички поют, стою я на пороге своего дома, а навстречу идут двое в форме и двое в штатском. Подходят и спрашивают: «Это улица Лузина, дом 6?» (театральная пауза – «Левый берег») А я говорю: «Нет, это Лузина, дом 7». Вот в этом счастье!»… 

А вы говорите: давление в трубах! 

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram