В 1977 г. окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта (специальность - тепловозы и тепловозное хозяйство).
В 1977 году он стал мастером локомотивного депо «Основа», проработав там до 1982 года.
В 1977 - 1979 гг. - служба в армии.
В 1982 - 1984 годах был заместителем начальника дорожного центра научно-технической информации, в 1984 – 1986-м – заместителем начальника технического отдела, в 1986 – 1990-м – секретарем парткома управления ЮЖД.
В 1990 году Виктор Николаевич возглавил электровозное депо «Октябрь», а еще через пять лет стал начальником хозрасчетной службы локомотивного хозяйства ЮЖД.
Затем, с 1997 по 2000-й он работал главным инженером, затем - первым заместителем начальника ЮЖД. Наконец, Остапчук добрался до «главного кресла» и стал начальником ЮЖД. На этой должности он и работает до сих пор – с небольшим перерывом (с июня по декабрь 2005 года он был проректором Украинской государственной академии железнодорожного транспорта по учебной и практической работе, а затем вернулся на прежнее место).
С ноября 2012 года народный депутат Верховной Рады Украины VII созыва, избран по избирательному округу №177.
16 января 2014 года голосовал за "диктаторские законы" - пакет антидемократических законов, которые существенно ограничивали права граждан и свободу слова.
23 февраля 2014 года вышел из фракции Партии регионов.
И уже 23 июня 2014 года Остапчук избран председателем партии "Видродження", которая была основана 10 лет назад экс-министром транспорта Георгием Кирпой.
Когда в 2004 году ныне покойный гендиректор «Укрзалізниці» и министр транспорта и связи Георгий Кирпа создал партию «Відродження» (в народе более известную как «партия железнодорожников»), Остапчук, не колеблясь, вступил в ее ряды. Несколько лет спустя он с гордостью рассказывал, что до сих пор хранит партбилет «Відродження» под №7, однако ностальгические соображения очень быстро уступили место практическим: на выборах-2012 Виктор Николаевич зарегистрирован уже как член Партии регионов.
Виктор Остапчук трижды избирался в областной совет – впервые в 2002 г., по «мажоритарке», затем - в 2006 году от «Відродження», и в 2010-м - уже по списку Партии регионов. В областном совете он стал заместителем главы постоянной комиссия по вопросам промышленности, строительства, транспорта, дорог и связи.
Также является членом исполкома Харьковского городского совета.
На нынешних парламентских выборах Остапчук баллотировался от Партии регионов по одномандатному округу №177 (Купянский, Изюмский, Боровской и Шевченковский районы Харьковской области, а также города Купянск и Изюм). Здесь основную конкуренцию ему составил оппозиционер Андрей Ровчак – тоже депутат Харьковского облсовета (фракция ВО «Батьківщина»), председатель сельскохозяйственного кооператива «Восток». В итоге Остапчук получил 56,82%, а Ровчак 22,71%.
Южная железная дорога под «чутким руководством» Остапчука не бедствует. По данным «Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины» при Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), чистая прибыль предприятия в 2011 году увеличилась по сравнению с предыдущим на 47,9 % - до 157,3 млн. грн., а чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) вырос на 18,9 % - до 7 млрд. грн.
Что закономерно при таких деньгах, ЮЖД регулярно «замахивается» на различные инфраструктурные проекты – от реконструкции вокзала в Краснограде до открытия православного храма в Харькове. Более того, «Южная» удачно вписалась в программу подготовки и проведения Евро-2012.
В частности, так получилось в 2004 году. «Патрон» Виктора Остапчука Георгий Кирпа и партия «Відродження» придерживались политического курса Леонида Кучмы, и на президентских выборах поддержали Виктора Януковича. Предсказуемо, после победы Виктора Ющенко «железнодорожники» поплатились за это своими должностями. В 2005 году новая власть устроила кадровую чистку – министром транспорта и связи вместо Кирпы стал бизнесмен Евгений Червоненко, а гендиректором «Укрзалізниці» - его протеже Зенко Афтаназив. Затем Кабинет министров уволил Виктора Остапчука с должности начальника Южной железной дороги – «по собственному желанию». На его место пришел бывший главный инженер Одесской железной дороги Григорий Бойко.
Однако в итоге для Остапчука все сложилось удачно. В сентябре 2005-го ушел с поста министра Червоненко, а в конце ноября уволили Афтаназива, и гендиректором «Укрзалізниці» стал Василий Гладких. После полугода работы Бойко, в декабре 2005 года, на вечере памяти Георгия Кирпы гендиректор «Укрзалiзницi» Гладких заявил, что «возвращает профессионалов» – и Виктор Николаевич вновь возглавил ЮЖД.
Еще одна неоднозначная ситуация сложилась уже на выборах-2012 – в округе № 177, по которому в итоге выдвигается Виктор Николаевич, долго не могли назвать окончательного кандидата от ПР. Здесь неоднократно избирался в Верховную Раду Василий Потапов – один из «старожилов» Партии регионов. Однако в 2012 году партия сделала его кандидатом по списку – под №95. Как заявил губернатор Харьковщины Михаил Добкин (он же – глава облорганизации партии), Потапов «потерял доверие местных избирателей». Вместо него поначалу прочили милицейского генерала Василия Грицака, однако в итоге округ все же «достался» Остапчуку.
25.11.2014