Ступка Богдан Сильвестрович
Советский и украинский актёр театра и кино
Образование
Богдан Ступка родился 27 августа 1941 года в посёлке Куликов (ныне Жолковского района Львовской области Украины).
В 1948 году семья переехала во Львов.
Не поступив в политехнический институт, некоторое время был учеником слесаря, затем фотографом в астрономической лаборатории (лаборант-вычислитель на переменных звёздах). Был ведущим в джаз-ансамбле «Медикус».
В 1961 году окончил студию при Львовском украинском драматическом театре им. М. К. Заньковецкой. В 1963—1965 годах учился на филологическом факультете Львовского государственного университета им. И. Франко (заочное отделение).
Семья
Отец — Сильвестр Дмитриевич Ступка (1914—1993), певец в хоре Львовского оперного театра
Мать — Мария Григорьевна (1912—2007)
Жена (с 1967) — Лариса Семёновна Ступка (в девичестве — Корниенко) (р. 1942), балерина, выпускница Бакинского хореографического училища
Сын —
Остап Богданович Ступка (р. 1967), актёр Театра им. И. Франко, народный артист Украины (2009)
Внук — Дмитрий Ступка, (р. 1985), актёр Театра им. И. Франко;
Внучка — Устина;
Внук — Богдан.
Карьера
В 1961—1978 годах — актёр Театра им. М. К. Заньковецкой.
В 1963 году был призван в армию, с 1963 по 1966 год служил в Ансамбле песни и пляски Прикарпатского военного округа (работал конферансье и чтецом).
С 1978 года — актёр Киевского драматического театра им. И. Франко.
В 1984 году окончил Киевский институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого) по специальности «театроведение».
С 2001 года до последних дней жизни — художественный руководитель Театра им. И. Франко.
С 2006 по 2010 год — художественный руководитель актёрского курса в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого.
С 1967 года — член Союза театральных деятелей Украины. Член Союза кинематографистов Украины. Член Европейской киноакадемии. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Действительный член (академик) Академии искусств Украины (1997).
С 1992 года — член Комитета по Государственным премиям Украины им. Т. Шевченко при Кабинете Министров Украины.
С 1999 по 2001 год — министр культуры и искусств Украины в правительстве
Виктора Ющенко.
В телевизионном сезоне 2007—2008 годов на телеканале «Интер» состоялся проект «Великие украинцы». Богдан Ступка в документальном фильме представил Тараса Шевченко. Сам Ступка в рейтинге великих украинцев занял 47-е место.
С 2001 года — президент Киевского международного кинофестиваля «Молодость». С 2009 года — президент Киевского международного кинофестиваля.
В 2011 году, на сцене Театра им. И. Франко состоялось празднование 70-летия актёра. Юбилейный вечер назывался «Концерт № 70».
Последние годы и смерть
Летом 2010 года Богдан Ступка потерял сознание на съёмках телесериала «Однажды в Ростове». В январе 2011 года актёру сделали операцию в Германии, где он впоследствии продолжил лечение.
22 июля 2012 года, в 7:45 утра актёр скончался в киевской больнице «Феофания» после продолжительной болезни. Вечером 23 июля начался обряд отпевания актёра в церкви святого Николая Мирликийского на Аскольдовой могиле, который продлился всю ночь. Прощание со Ступкой прошло 24 июля на сцене Театра им. И. Франко. После окончания гражданской панихиды актёр был похоронен на центральной аллее 52-го поля Байкового кладбища.
Творчество
Богдан Ступка был, по большей части, драматическим актёром, которому были подвластны любые образы и персонажи. Исполнив около 100 ролей на киноэкране и более 50 на театральной сцене, к концу жизни он стал символом украинской нации, дал мощный импульс для продолжения и полноценности украинской культуры. Богдан Сильвестрович был одним из главных артистов последнего десятилетия на постсоветском пространстве.
За свою кинокарьеру Ступка был удостоен около 15 кинонаград и призов, включая «Нику» и три «Золотых орла». Перевоплощение в старика Блинова в военной драме «Свои» принесло актёру большой успех во всём мире, а Европейская киноакадемия даже выдвинула его на получение своей знаменитой премии, но тогда, в 2004 году, на церемонии вручения Ступка проиграл испанцу Х. Бардему. Мировую славу окончательно закрепил образ Константы в польской ленте К. Занусси «Сердце на ладони».
Дебютный для Ступки фильм «Белая птица с чёрной отметиной», где он исполнил роль украинского националиста Ореста, потряс советских зрителей. Потряс не только сам фильм, удостоенный Золотого приза VII Московского кинофестиваля, но и игра молодого актёра, сумевшего воссоздавать сложность человеческой натуры.
В российское кино Ступка попал благодаря М. Ульянову, увидевшему молодого актёра в картине «Белая птица с чёрной отметиной» и снявшему его позднее в своём режиссёрском дебюте «Самый последний день».
На нью-йоркской премьере нового фильма К. Муратовой «Два в одном» Ступку ставили в один ряд с Р. Де Ниро, Аль Пачино и Э. Хопкинсом, отмечая мастерство и многогранность его актёрской игры.
В последние годы, после того как Ступка снялся в ряде российских фильмов, даже зарубежные, скептически настроенные критики признавали его огромный вклад в мировой кинематограф. Среди последних киноролей актёра одной из самых запоминающихся стала роль Тараса Бульбы в одноимённом фильме В. Бортко, принёсшая ему предпоследнего «Золотого орла». Криминальная картина О. Погодина «Дом», вышедшая в прокат за полгода до смерти Ступки, показала, что играть он может действительно всех, даже жёстких отцов большого семейства. Большинство аналитиков, обозревавших фильм, пришли к выводу, что пальма первенства актёрской игры принадлежит только ему.
Театр
Львовский драматический театр им. М. К. Заньковецкой 1960, — «Над голубым Дунаем» И. Ричарда; реж. А. Горчинский — румынский офицер
1960 — «Фауст и смерть» А. Левады; реж. Б. Тягно — Робот Механтроп
«Бондаривна» И. Карпенко-Карого; реж. А. Рипко — Шляхтич
«С любовью не шутят» П. Кальдерона; реж. С. Смеян — Дон Хуан
1963 — «Гайдамаки» Т. Шевченко; реж. В. Грипич — конфедерат
«Коллеги» В. Аксёнова; реж. А. Ротенштейн
«Четвёртый» К. Симонова; реж. С. Смеян — Чарльз Говард, американский журналист
«Третья патетическая» Н. Погодина; реж. С. Смеян — Валерий Сестрорецкий
1973 — «Ричард III» У. Шекспира; реж. С. Данченко — Ричард
1975 — «Знаменосцы» по О. Гончару; реж. С. Данченко — Брянский
Киевский драматический театр им. И. Франко «Дикий Ангел» А. Коломийца — маляр
«Гибель эскадры» А. Корнейчука; реж. С. Данченко
1979 — «Украденное счастье» И. Франко; реж. С. Данченко — Мыкола Задорожный
1980 — «Дядя Ваня» А. Чехова; реж. С. Данченко — Иван Петрович Войницкий
1985 (малая сцена), 1999 (большая сцена) — «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» Б. Брехта; реж. В. Козьменко-Делинде — Артуро Уи
1986 — «Энеида» И. Котляревского; реж. С. Данченко — Иван Котляревский
1987 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову; реж. И. Молостова — Иешуа / Автор
1989 — «Тевье-Тевель» Г. Горина; реж. С. Данченко и Д. Чирипюк — Тевье
1994 — «Бред вдвоём» Э. Ионеско; реж. В. Сечин — Он
1995 — «Сны по Кобзарю» Т. Шевченко; реж. В. Козьменко-Делинде — Кобзарь
1997 — «Король Лир» У. Шекспира; реж. С. Данченко — Король Лир
2003 — «Царь Эдип» Софокла; реж. Р. Стуруа — Царь Эдип
2003 — «Истерия» Т. Джонсона; реж. Г. Гладий — Зигмунд Фрейд
2006 — «Посреди рая на майдане» В. Клименко; реж. В. Кучинский и В. Клименко
2007 — «Лев и Львица» И. Коваль; реж. С. Моисеев — Лев Толстой
2008 — «Легенда про Фауста» по мотивам сочинений Й. Шписа, К. Марло и Гейсельбрехта; реж. Андрей Приходько — Фауст старый / Мефистофель
«Каменный властелин» Л. Украинки — Дон Жуан
«Записки сумасшедшего» Н. Гоголя — Поприщин
«Чайка» А. Чехова — Треплев
«Призраки» Э. де Филиппо — Паскуале
«Росмерсгольм» Г. Ибсена — Росмер
Другие театры 1995 — «Не боюсь серого волка» Э. Олби; реж. А. Жолдак — Джордж (Киевский академический Молодой театр)
1999 — «Старосветская любовь» Н. Коляды по мотивам повести Н. Гоголя «Старосветские помещики»; реж. В. Фокин — Афанасий Иванович Товстогуб (Частная антреприза)
«Вишнёвый сад» А. Чехова; реж. В. Дубровицкий — Фирс
«Милый лжец» Дж. Килти (антреприза, США) реж. В. Козьменко-Делинде — Бернард Шоу, драматург.
Фильмы
Кинодебютом Богдана Ступки стала небольшая роль в историко-революционной четырехсерийной кинокартине «Мир хижинам — война дворцам». Но поистине широкую известность артисту принесла драма "Белая птица с черной отметиной", где он сыграл непростую роль Ореста Звонаря. Затем через год Ступка появился в драме "Самый последний день", режиссерском кинодебюте своего коллеги по актерскому цеху Михаила Ульянова. Сам Ульянов счел свой первый опыт крайне неудачным и больше не возвращался к режиссуре - это решение произвело на Богдана Сильвестровича настолько сильное впечатление, что Ступка за всю свою актерскую карьеру ни разу не предпринял попытки занять режиссерское кресло, опасаясь разочарования.
В 1999 году Богдан Ступка снялся в эпохальной исторической драме "Огнем и Мечом" польского кинорежиссера Ежи Гофмана, где великолепно исполнил роль украинского гетмана Богдана Хмельницкого. Вообще, если говорить про типажные роли, то Богдан Сильвестрович успел "примерить на себя" роли практически всех известных украинских гетманов: от реально существующих (Иван Брюховецкий, Иван Мазепа) до вымышленных персонажей (Тарас Бульба).
Плодотворная театральная и кинематографическая деятельность, его многочисленные награды и всенародное признание не остались незамеченными, и в 1999 году Богдан Ступка получил должность министра культуры и искусств Украины. На этом посту Богдан Сильвестрович прослужил всего два года, позже отказавшись от него ради более близкой ему должности художественного руководителя театра имени Ивана Франко, ставшего ему за прошедшие годы вторым домом.
За то время, пока Ступка был министром, было сделано немало положительных изменений. В частности, он распорядился, чтобы в случае наличия свободных мест в зале на спектакль пускали студентов и пенсионеров бесплатно. К сожалению, с его уходом с поста эта практика была отменена.
В 2004 году вышло сразу два кассовых фильма с участием артиста. Драматическая кинолента "Водитель для Веры" режиссера Павла Чухрая был награжден "Золотой розой" - главным призом фестиваля "Кинотавр". Военная драма "Свои", снятая Дмитрием Месхиевым, принесла Богдану Ступке кинонаграды "Серебряный Георгий" и "Золотой Овен". Тогда же артист был номинирован на премию Европейской киноакадемии, но в том году ее взял испанец Хавьер Бардем.
В 2006 году Ступка снялся в художественном 4-серийном фильме «Три полуграции». Драматическая картина рассказывает историю трех подруг и их отношений в конце прошлого тысячелетия. Главные роли исполнили Алена Хмельницкая, Дарья Дроздовска и Евгения Дмитриева. Из кадров этого фильма поклонники сделали клип на песню Леонида Русанова «Слишком поздняя любовь» о романтических отношениях персонажей Хмельницкой и Ступки. Короткое видео о пожилом мужчине и молоденькой девушке стало очень популярно не только среди поклонников творчества актеров, на различных форумах оно породило множество споров о любви и возрасте.
Спустя два года роль в фильме режиссера Киры Муратовой «Два в одном» позволила кинокритикам поставить Ступку в один ряд с такими всемирными знаменитостями как Хопкинс, Пачино и Де Ниро. Картина была показана на Берлинском кинофестивале. В фильме снялись и другие звезды кинематографа: Рената Литвинова, Александр Баширов, Наталья Бузько, Жан Даниэль. Производство фильма было тяжелым. Он задумывался как совместный русско-украинский проект, но произошедший в это время конфликт между странами отрезал съемочную группу от российского финансирования.
Кроме того, по случайному стечению обстоятельств, сначала Рената Литвинова сломала руку, а потом Богдан Ступка получил сильный вывих. Съемки отложили на полтора месяца, и фильм не успел на международный фестиваль «Молодость».
Богдан Ступка исполнил главную роль в драме «Озарение», вышедшей в 2009 году. Он сыграл загадочного умирающего Старика, чье появление переворачивает с ног на голову выверенную жизнь преуспевающего психотерапевта в исполнении Ирины Розановой и заставляет женщину переосмыслить свои ценности и свое прошлое.
Богдан Сильвестрович за свою жизнь сыграл множество разноплановых ролей на сцене Львовского театра Марии Заньковецкой и Киевского театра украинской драмы, сотрудничал со скандальным режиссером Андреем Жолдаком на подмостках Киевского академического Молодого театра, играл в антрепризных спектаклях.
Самыми запоминающимися работами можно назвать спектакли "Тевье-Тевель", "Бред вдвоем", "Сны по Кобзарю", "Лев и львица" и "Старосветская любовь".
Награды
За годы своей творческой деятельности Богдан Ступка был награжден многочисленными наградами, также выражали признание выдающемуся артисту и в странах СНГ, и за рубежом. Незадолго до распада СССР ему присвоили звание Народного артиста, актер был трижды удостоен знаменитой "Киевской пекторали", а также в разные годы пристален к ряду орденов: "За заслуги", Ордену Почета, Ордену Дружбы, а также к Ордену Ярослава Мудрого (дважды).
Богдан Сильвестрович был Почетным гражданином Киева, а также состоял в нескольких академиях: украинской Академии искусств, Российской киноакадемии "Ника", а также Европейской киноакадемии. Кроме того, Ступка возглавлял Киевский международный кинофестиваль.
Факты
Во время одного из спектаклей «Фауст и смерть» (Львовский УАДТ имени М. К. Заньковецкой), где молодой Ступка играл роль робота, которого уничтожает лучом «альфа-аппарата» первый космонавт, из аппарата случайно вылетело стекло и попало актёру под левый глаз. Ситуация обошлась без последствий (док. фильм «Богдан Ступка. Тот ещё перец», реж. Е. Тульчинская).
Отсутствие собственных режиссёрских работ Богдан Ступка объяснял примером М. Ульянова, который, разочаровавшись своим режиссёрским дебютом в фильме «Самый последний день», заметил, что больше снимать не будет.
Память
Жизни и творчеству актёра посвящены документальные фильмы: «Sempere tire», «Принадлежу, я знаю, не себе» (1988), «Богдан Ступка. Львовская хроника» (1988).
Астероид главного пояса, открытый 27 августа 2008 года Андрушёвской астрономической обсерваторией назван в честь Б. Ступки «269252 Богданступка» (269252 Bogdanstupka).
28.03.2017