ГлавнаяЭкономикаБізнес

«Это только начало». Как дорогостоящие энергоресурсы обескровливают торговлю и ресторанный бизнес

Рост стоимости энергоносителей приводит к сопутствующему повышению цен на множество товаров и услуг.

Как подорожание отразилось на работе сетей магазинов и заведений питания, к чему это приведет в будущем, исследовал LB.ua.

К чему следует готовиться покупателям и потребителям?

 
Фото: EPA/UPG

Как подорожание энергоносителей влияет на магазины

Ритейлеры уже жалуются на ощутимое понижение уровня рентабельности во всех сферах. Однако наиболее болезненно подорожание для магазинов, которые не работали из-за карантина – одежды, электроники и т.д.

«Торговый бизнес вынужден адаптироваться, а такие неблагоприятные для развития сферы тенденции уже сказались, и это при том, что многие ритейлеры, особенно фэшнритейл (магазины одежды), еще не оправились от последствий карантинных ограничений. Украинский торговый бизнес теряет свою рентабельность», – рассказала в комментарии LB.ua руководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины Наталья Петровская.

Наталья Петровская
Фото: предоставлено автором
Наталья Петровская

«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года потребление энергоносителей в абсолютных цифрах в декабре осталось на том же уровне, а вот расходы на электроэнергию в связи с повышением тарифов увеличились на 62%, а на газовое отопление – более чем на 100%», – рассказал LB.ua топ-менеджер сети магазинов семейных покупок YUKI (одежда, игрушки, рукоделие) Александр Лось.

Он также добавил, что стоимость коммунальных платежей (электричество и отопление) зависит от того, на каком объекте арендуется помещение.

«Есть ТЦ и ТРЦ (торговые и торгово-развлекательные центры. – LB.ua), которые отапливаются преимущественно с помощью электроэнергии, а есть объекты (в основном street-retail, отдельные здания), отопление в которых на 100% зависит от газа. К примеру, на одном из таких объектов счет в декабре 2021 года за отопление вырос до 410 тыс. грн по сравнению со 129 тыс. грн в декабре 2020-го. То есть более чем в три раза! Для любого ритейла это катастрофический, а то и убийственный рост», – отметил он.

И добавил, что ожидания бизнеса достаточно пессимистичны.

«Мы должны понимать – это только начало. Параллельно с газом будут дорожать все энергоносители, в первую очередь электроэнергия. И если этот отопительный сезон мы как-то «докатимся» по инерции, то учитывая все внешние и внутренние факторы, следующий сезон – это самый серьезный вызов как для всего бизнеса, так и для государства в целом. Поэтому здесь нужно уже сейчас срочно принимать меры на всех вышеупомянутых уровнях», – уверен Александр Лось.

Пока представители торгового бизнеса пересматривают свои подходы к расходам, в частности, при заключении сделок на аренду.

Фото: ua-retail.com

Если раньше при этом бизнесмены обращали внимание прежде всего на арендную ставку, то сейчас вопрос стоимости и механики эксплуатационного содержания объекта становится не менее, а то и более значимым, и он должен рассматриваться в контексте с арендной ставкой.

«Поскольку удельный вес энергозатрат в расходной операционной части существенно растет (и будет расти), особое внимание на имеющихся и будущих объектах мы планируем уделять составляющим потребления энергоресурсов: какая там установлена система отопления, вентиляции/рекуперации/кондиционирования и другое. Если доля расходов на коммунальные услуги на объекте существенная, мы инициируем в связи с этим снижение цены арендной платы», – отметил Александр Лось.

При этом торговцы понимают, что просто перевести рост расходов на покупателей не получится, поэтому ищут другие возможности покрытия расходов.

«Конечно, мы закладывали в бюджет 2022 года повышение коммунальных платежей, но не более чем на +30%. Но фактически коммунальные платежи в 2022 году могут увеличиться на 90%, и мы не в состоянии покрыть такие расходы. Сейчас закладывать повышение цен на энергоносители в стоимость товара мы тоже не видим возможности, из-за ситуации в стране покупатель не готов и не имеет возможности платить за это. В какой-то мере это повышение цен мы должны разделить с арендодателем. Но пока такая переговорная практика скорее исключение, хотя в ближайшее время это станет актуальным как никогда», – отметил Александр Лось.

О схожих проблемах рассказал LB.ua и его коллега, начальник управления недвижимостью и развития сети электроники и бытовой техники «Фокстрот» (участник Ассоциации ритейлеров Украины) Василий Шургот.

Фото: focus.ua

«На протяжении 2021 года мы наблюдали очень существенный рост тарифов на коммунальные услуги. Каждый месяц цены повышались на 15-30%. Если брать аналитику до 2020 года, то тарифы на электроэнергию выросли почти в 2,5 раза. Относительно тарифов на отопление – это в 6-8 раз. С таким резким и непрогнозируемым ростом цен на коммунальные сложно бюджетировать расходы на месяц, не говоря уже о более длительном периоде – год-два», – констатировал он.

Торговцы уже перешли на энергосберегающее освещение в магазинах и работают над утеплением имеющихся торговых точек или же минимизируют затраты на энергоресурсы путем перехода на альтернативные системы отопления (инверторные системы кондиционеров, работающие зимой на отопление торговых точек и потребляющие на 30% меньше электроэнергии), устанавливают системы автоматического контроля температурного режима на всех торговых объектах.

Уровень цен в магазинах они пока не планируют повышать, однако в дальнейшем это вполне возможно.

«Пока мы не привязываем ценообразование на товар к стоимости энергоносителей. Но, к сожалению, арендодатели не готовы уменьшать свои доходы из-за роста расходов на коммунальные платежи, а соответственно, вся нагрузка падает на арендаторов», – отметил Василий Шургот.

Похожие проблемы и у сетей продуктовых магазинов.

Фото: retailers.ua

«Повышение цен на энергоносители заметно отразилось на расходах ритейлеров: в фудритейле составляющая расходов на коммунальные услуги выросла более чем на 65%. Надо понимать, что для каждого фудритейлера (сетей магазинов продуктов питания – LB.ua) повышение цены на энергоносители – это не только повышение стоимости отопления торговых залов и освещения, но и увеличение стоимости содержания холодильного оборудования для сохранения качества продуктов питания», – сказала Наталья Петровская.

Конечно, в таких условиях представители фудритейла изучают возможности компенсаций и не в восторге от решений правительства ограничить уровень наценок на основные социально значимые продукты питания.

Однако это ограничение не распространяется на продукты, не включенные в список социальных.

Нынешний рост цен на продукты торговых сетей связывается с увеличением цен производителей.

Что касается техники и одежды, то сети пока берут эти затраты на себя, не закладывают увеличение затрат в цену. Если цена на газ не будет существенно расти, то скачка цен точно не будет. Хотя определенная корректировка возможна уже после отопительного сезона – весной.

Подорожание и рестораторы

Однако если сети продуктовых магазинов не пострадали от локдаунов и даже увеличили объемы продаж, то заведения общепита – сети кафе и ресторанов – из-за ограничений существенно потеряли. Они начали понемногу привыкать к новым реалиям, однако вызовы из-за подорожания энергоресурсов могут стать для них не менее болезненными, чем закрытие в результате эпидемии.

Фото: EPA/UPG

Участники рынка констатируют: расходы на комуслуги с начала года выросли не менее чем на 50%, электроэнергия подорожала вдвое – и это очень болезненно для сетей питания. Рост цен может стать одной из причин, ставящих их на грань существования, рассказал совладелец такой сети Максим Храмов.

По его словам, сейчас владельцы этих сетей встали перед сложным выбором – продолжать работу или нет. И причина – целый комплекс негатива.

Во-первых, рост стоимости коммунальных услуг и энергоносителей в разы за последние месяцы – это прямое увеличение затрат на содержание на 50-70%.

Во-вторых, прибавляет хлопот связанное с этим подорожание продуктов питания. Как отметил Максим Храмов, практически каждая новая поставка идет по более высоким ценам: «Например, сливки, необходимые нам для приготовления соусов, за это время подорожали с 90 до 160-170 грн за пакет. А нам их в зависимости от спроса нужно 200-300 литров еженедельно».

В-третьих, на фоне роста цен на все персонал хочет повышения зарплат. Хотя полгода назад, как рассказывает Максим Храмов, их уже увеличивали: «Специалистов не хватает. Сейчас среди работников 90% – иногородние, потому они вынуждены арендовать жилье, а его аренда тоже дорожает».

Хотя дорожает аренда не только жилья, но и коммерческой недвижимости, что является еще одной причиной, которая может привести к закрытию заведений питания в Украине.

Максим Храмов
Фото: Zhanna Kapitsa
Максим Храмов

«Владельцы площадей, которые готовы были идти на уступки во времена первых локдаунов, наверняка уже потеряли терпение и повышают стоимость аренды. К этому их подталкивает агрессивный спрос со стороны бизнесов, которые не пострадали, а наоборот, развились из-за пандемии, на помещения, которые идеальны и для нас. Те же сети продуктовых магазинов, медицинские лаборатории, аптеки, почтовые службы», – констатирует совладелец сети ресторанов.

К тому же пандемия не закончилась, и хотя меры ограничения уже не так суровы, как в первый локдаун, однако рестораторы заявляют, что количество посетителей уменьшается каждый раз, как только появляется информация о росте уровня заболеваний.

Все это может, по мнению предпринимателя, привести если не к исчезновению, то к существенному переформатированию среднего сегмента ресторанного бизнеса – потому что премиум-сегмент и заведения «пища на вынос» формируют свою доходность по другим бизнес-моделям и менее зависимы от упомянутых факторов.

О схожих тенденциях рассказал LB.ua владелец и бренд-шеф одноименной сети ресторанов, повар Дмитрий Борисов.

«Подорожание газа – это один из сотен вызовов, с которыми сейчас сталкиваются рестораторы. Среди основных: рост цен на продукты (частично связанный с ростом цен на энергоносители), стремительный рост расходов на коммунальные услуги и повышение арендных ставок. Все это – на фоне глобального падения спроса из-за пандемии (даже между волнами гостей на 30-50% меньше, чем в начале 2020 года)», – отметил он.

Дмитрий Борисов
Фото: facebook.com/DimaBorisovRestorator
Дмитрий Борисов

При этом рестораторы понимают, что в нынешних условиях переводить на клиента часть роста расходов и повышать цены вряд ли получится, потому что это снизит и без того не слишком большой спрос.

«В настоящее время мы глобально проводим аудит бизнес-моделей всех созданных ресторанных брендов. Возможно, будем немного повышать цены, но оставаясь в пределах среднего чека в 5 евро для smart casual форматов. Продолжаем диджитализацию и автоматизацию многих процессов, внедряем ресурсосберегающие технологии и т.д.», – констатирует Дмитрий Борисов.

Что касается ресторанов, то значительный пересмотр цен в них в ближайшее время не планируется. Но следует ожидать поляризации заведений. Где в одном сегменте будут заведения с высокими ценами и привлекательными гостями, нечувствительными к повышению цен (fine dining). С другой стороны – кафе-магазины, рестораны с доставкой, которые готовят блюда сразу от нескольких брендов с доступными ценами, быстрой выдачей заказов и самообслуживанием, не принимая гостей в заведении.

Фото: EPA/UPG

Олександр ДецикОлександр Децик, редактор відділу "Економіка"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram